Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

КИРСАНОВ, СЕМЕН ИСААКОВИЧ

КИРСАНОВ, СЕМЕН ИСААКОВИЧ (1906, по др. сведениям, 1907–1972), русский советский поэт. Родился 5 (18) сентября 1906 (по др. сведениям 1907) в Одессе в семье портного. Учился в одесской гимназии, затем на филологическом факультетете Одесского института народного образования. Печатался с 1922 в одесском журнале «Юголеф» (был ответственным секретарем журнала). В 1924 познакомился с В.В.Маяковским, стал его горячим последователем.

Также по теме:
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В 1926 переехал в Москву, вошел в литературную группу «ЛЕФ»; в последнем выпуске одноименного журнала (№ 7, 1925) Маяковский напечатал два стихотворения Кирсанова, построенных на игре просторечий и диалектизмов: Крестьянская – буденновцам и Красноармейская разговорная. Вместе с Маяковским ездил с чтением стихов по разным городам страны, все более увлекаясь словесным формотворчеством, проявляя особую склонность к фантазийной сказочности сюжетов, остроумной выдумке, ритмическому и даже графическому (в развитие традиций кубофутуристического стиха) изыску, лексическому этапажу – каламбурам, неожиданным сравнениям, неологизмам, не без оснований именуя себя «циркачом стиха» (сборникики Прицел, 1926; Опыты, 1927; поэма Моя именинная, 1928; Слово предоставляется Кирсанову, 1930). После смерти Маяковского, желая принять от него творческую эстафету, Кирсанов пишет продолжение неоконченной поэмы Маяковского Во весь голос – поэму Пятилетка (1930–1931), стилизованную под стиль мэтра советской поэзии и содержащую многочисленные реминисценции с его творчеством (в т.ч. прямые лексические вкрапления). Громкую стихотворную публицистику Кирсанова пополнили поэмы Актив, Товарищ Маркс, перекликающаяся с поэмой Маяковского Владимир Ильич Ленин (обе 1933), Золушка (1934), антифашистская «предвоенная сказка» Война – чуме! (1937), Семь дней недели (1956), Сказание про царя Макса-Емельяна (1964), сборники Строки стройки (1930), Перед поэмой, Ударный квартал (оба 1931), Стихи в строю (1932), Дорога по радуге (1938), Четыре тетради (1940), тяготеющие также к социально-историческим и философским обобщениям.

С середины 1930-х годов в творчестве Кирсанова возобладало лирическое начало (сборники Желания, 1935; Мыс желания, 1938; Поэма поэтов, 1939). В трагической Твоей поэме (1937) и примыкающих к ней циклах Стон во сне, Последнее мая с пронзительной искренностью и психологической глубиной рассказывается о смерти от туберкулеза любимой жены («Ты говорила мне: / – Лечи, / чем хочешь – / каплями, / травой... / И пахли / грозами лучи / от лампы дуговой... Прощай, прощай! / Я девять лет / брал счастье / за руку / и вел, / и нет / его! / Я должен встать / и жизнь перелистать / и, встав, / начать / все / с чистого листа» – Твоя поэма).

В годы Великой Отечественной войны Кирсанов – корреспондент армейских газет, руководитель литературной бригады, выпускавшей Окна ТАСС, автор солдатских лубков, среди них – Заветное слово Фомы Смыслова (1942), а также стихотворных листовок Ярмарочная, Аладдин у сокровищницы и др. Тогда же написаны Поэма фронта (1942), поэма Александр Матросов (1946) –посмертный рассказ героя о своем подвиге, отмеченный силой поэтической убедительности; издал сборник Стихи войны (1945). В послевоенном творчестве Кирсанова тяготение к масштабным аллегориям, библейским образам, вселенским категориям добра и зла, отсылающее к эстетике «левого» экспрессионизма 1920-х годов, а также к мировой классике (философская поэзия И.В.Гёте и П.Б.Шелли), проявляется в драматической поэме Небо над Родиной (1947), поэме Дельфиниада (1970), венке сонетов Весть о мире. К числу лирико-философских произведений Кирсанова относится также поэма Вершина (1954), сборники Этот мир (1958), Ленинградская тетрадь (1960), где в центре внимания поэта связь личности с обществом, историей, мирозданием, размышления о призвании художника. Особый пласт творчества поэта – сюжетная лирика (стихотворная повесть Письма, Государственная премия СССР; «производственная» поэма Макар Мазай, 1947–1950), к которой можно отнести и стихотворную фантастику, давшую простор богатому художественному воображению и философским размышлениям: Поэма о Роботе, 1934; поэмы Герань-миндаль-фиалка, 1936; Ночь под Новый век, 1940; Зеркала, 1969; «космогонические» стихи цикла На былинных холмах, 1966–1970.

Кирсанов – автор сборников Новое (1935), Советская жизнь (1948), Время – наше! (1950), Товарищи стихи (1948–1953), (1953), Однажды завтра (1964), циклов Стихи о Латвии (1948), Месяц отдыха, (1952); маленькой поэмы Езда в незнаемое (1950–1952), проецирующейся на постулат Маяковского «Поэзия – вся! – езда в незнаемое» и посвященная воспоминаниям о его агитационном заграничном турне; переводов, в т.ч. Л.Арагона, П.Неруды, Н.Хикмета, Б.Брехта, В.Незвала; книги воспоминаний Искания.

Широкий диапазон творчества Кирсанова, охватывающий почти весь спектр поэтических тем и формальных экспериментов своего времени (в т.ч. – продуктивную для русской поэзии первой половины 20 в. имитацию русского сказа) и давший образцы высокой лирики, патетической публицистики и мастерской версификации (как и плоскостно-конъюнктурных, поверхностно-лозунговых стихов, особенно характерных для позднего творчества Кирсанова – о борьбе за мир, о В.И.Ленине, С.М.Кирове и т.п.), обеспечил заметное и во многом показательное место поэта в русской литературе 20 в.

Умер Кирсанов в Москве 10 декабря 1972.

Также по теме:
Литература

Литература:

Мейлах Б. Поэт Кирсанов. – Красная новь, 1931, № 8
Кирсанов С. Сочинения, тт. 1–2. М., 1954
Симонов К.М. Настоящее начало. – В кн.: Симонов К.М. На литературные темы. М., 1956
Вознесенский А. Структура гармонии. – Вопросы литературы, 1973, № 4
Кирсанов С. Собрание сочинений, тт. 1–4. М., 1974–1976
Минералов Ю.И. Поэзия. Поэтика. Поэт. М., 1984
Кирсанов С. Лирика военных лет. М., 1985

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Псевдонимы...»
Как настоящая фамилия Анны Андреевны Ахматовой?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Астрономия

Пройти тест

Фобии и страхи

Пройти тест

Литературная викторина

Пройти тест

Экзамен по Рок-н-Роллу

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет