Также по теме

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Древнерусская литература.

Сравнительно с западноевропейскими странами Русь приняла христианство поздно, лишь в десятом столетии. Первоначальное развитие русской литературы происходило под влиянием Византии – т.е. Восточной Римской империи со столицей в Константинополе. Древнейшие литературные памятники восходят к 11 в. и написаны на старом церковнославянском языке. Наиболее ранние из сохранившихся рукописей были созданы в Киеве, находившемся тогда на перекрестке важнейших международных торговых путей и представлявшем собой один из самых процветающих и культурных городов средневековой Европы.

До нас дошли летописи, жития святых и монахов, проповеди и несколько светских повестей, написанные в Киевский период (1030–1240). Самым знаменитым из летописных сочинений является Повесть временных лет, где речь идет о предыстории восточных славян и описываются как исторические, так и полулегендарные события периода 860–1240. Это труд нескольких монахов, прежде всего Нестора и Никона. Он содержит ценные сведения, помогающие воссоздать историю древней Руси, а также повести, сплавленные с летописным повествованием и отличающиеся самобытностью и занимательностью. Замечательные примеры церковного красноречия, вдохновлявшегося византийскими образцами, – Слово о законе и благодати (11 в.) киевского митрополита Илариона и Поучение на первое воскресенье после Пасхи (12 в.) Кирилла, епископа Туровского. Но самым насущным чтением обитателей средневековой Руси были жития святых. Двумя известнейшими авторами такого рода жизнеописаний были Нестор и епископ Симеон.

Высшим литературным достижением Киевского периода явилось Слово о полку Игореве, сочинение неизвестного автора 12 в. В этой прозаической поэме повествуется о неудачном походе (1185) князя Игоря против воинственных кочевников кипчаков (половцев) – народа, обитавшего в степях южной Руси. Богатство образов, возвышенный лирический строй и совершенство слога делают ее непревзойденным творением литературы древней Руси.

С культурным главенством Киева покончило монголо-татарское нашествие 1238–1240. Киев, наряду с другими городами, был разграблен, и татары, как называли завоевателей, сделали русские княжества своими данниками более чем на двести лет. Тягостное положение усугублялось нападениями поляков, литовцев и шведов, а также распрями между русскими князьями. Лишь в Куликовской битве (1380) русские под водительством великого князя московского Дмитрия Донского впервые одержали решительную победу над татарами. Это событие вдохновило Софония Рязанца на прозаическую поэму Задонщина, творение высокого художественного достоинства, хотя и не столь впечатляющее, как Слово о полку Игореве.

В эти тревожные века продолжали создаваться литературные произведения, большей частью посвященные борьбе Руси с завоевателями. Многие из них отмечены влиянием витиеватого пышного стиля, заимствованного в Византии и Польше. В числе исключений – Повесть о Петре и Февронии Муромских (15 в.), безыскусная и целомудренная любовная история, проникнутая фольклорными мотивами.

К 1480 монголо-татарское иго было свергнуто, а Русь объединил Иван III (правил в 1462–1505) под эгидой Московского государства (город Москва и завоеванные окрестные земли). Характерной чертой литературного процесса мирных десятилетий 16 в. было составление грандиозных энциклопедических трудов: Великие Минеи Четьи, Степенная книга царского родословия и монументальная многотомная история, Никоновский Лицевой летописный свод. См. также ЧЕТЬИ-МИНЕИ.

Самыми популярными жанрами 16 в. были воинские повести и политическая полемика. Наиболее известный пример первого из них – Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков, написанная чрезвычайно витиеватым слогом. Продолжавшаяся с 1564 по 1579 переписка Ивана IV (Грозного) с прежним своим воеводой, князем Андреем Курбским, сбежавшим в Литву, – образчик письменной полемики. Лаконично и язвительно Курбский протестует против учиненного его государем истребления боярства, а Иван, не уступая ему в сарказме, но более многословно обличает боярское засилье.

Историки завершают средневековый период развития русской литературы 17 веком, когда новые иностранные влияния в полной мере сказались на содержании и форме произведений. Знаменательное свидетельство перемен – жизнеописание главы раскольников-староверов. Его автобиография Житие протопопа Аввакума, им самим написанное изобилует реалистическими описаниями современной действительности.

См. также СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ; ЗАДОНЩИНА; ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ ЛЕТОПИСЬ.

Литература 18 в.

К концу 17 в. религиозные сюжеты и персонажи сменились вымышленными образами и светской тематикой. В числе такого рода произведений наибольшими художественными достоинствами отличаются Повесть о Савве Грудцыне, где ярко и жизненно описываются любовные похождения героя в купеческой и воинской среде; Повесть о Фроле Скобееве, в которой герой-плут, чуждаясь нравоучений, со вкусом расписывает, как он обманом втерся в высшее общество; и лучшая из них – Повесть о Горе-Злочастии, написанная стихами: в ней рассказано о беспутной жизни юноши и его нравственном возрождении.

Разносторонний интерес Петра Великого к Западной Европе имел скорее практическую, нежели культурную подоплеку, так что литературные занятия в его царствование (1682–1725) особой официальной поддержкой не пользовались. Впрочем, он упразднил церковнославянский печатный шрифт и внедрял обыденную речь в письменный обиход. Не отмечено расцветом литературы и правление преемников Петра – Анны Ивановны (1730–1740) и Елизаветы Петровны (1741–1762). Первые признаки влияния французского неоклассицизма на развитие русской литературы заметны в этот период в сатирах князя А.Д.Кантемира (1708–1744) и одах В.К.Тредиаковского (1703–1768). Главенствовал же в литературе М.В.Ломоносов (1711–1765), воспевавший в своих одах российских государей, превозносивший величие Господа и восхвалявший науку, промышленность и просвещение. Он также оставил весомые труды по языковедению, стилистике и метрике, весьма способствовавшие становлению русского литературного языка.

Во время своего долгого царствования (1762–1796) Екатерина Великая всячески стремилась приохотить подданных к искусству и литературе. Переводы сочинений таких французских писателей, как П.Корнель, Ж.Расин, Мольер и Вольтер, служили образцами поэзии, прозы и драматургии. Историко-эпические поэмы, оды в духе Горация, стихотворные сказки и басни сочиняли многие поэты, среди которых был Г.Р.Державин (1743–1816). Отличавшийся сильным и независимым характером и наделенный большим талантом, он несомненно был величайшим русским поэтом 18 в. Могучее вдохновение его многочисленных од и других поэтических созданий в полной мере выражено, например, в знаменитом Водопаде. Особой притягательностью обладает у него смешение возвышенного нравственного пафоса с радостным упоением обыденной жизнью.

А.П.Сумароков (1717–1777), «отец русской драмы», был одним из основателей и руководителей первого постоянного театра, учрежденного в Санкт-Петербурге в 1756. С этого года начинается непрерывная театральная история России, более славная, быть может, сценическими постановками и актерской игрой, нежели самими пьесами. Трагедии Сумарокова, большей частью обыгрывающие характерный для французского неоклассицизма конфликт «чувства и долга», написаны рифмованными двустишиями. Интересны комедии зятя Сумарокова Я.Б.Княжнина (1740–1791), особенно либретто комической оперы В.А.Пашкевича Несчастье от кареты (1779), обличение крепостничества; и В.В.Капниста (1757–1823), в частности, его комедии Ябеда (1798), где осмеиваются судьи и законники.