Содержание статьи
    Также по теме

    КОРНЕЙЧУК, АЛЕКСАНДР ЕВДОКИМОВИЧ

    КОРНЕЙЧУК, АЛЕКСАНДР ЕВДОКИМОВИЧ (1905–1972), украинский советский писатель, драматург, публицист, общественный деятель.

    Родился 12 (25) мая 1905 близ Умани, станция Христиновка в семье слесаря ж.-д. депо. В 1929 закончил Киевский институт народного образования. В 1925 начал литературную деятельность как автор рассказов. В 1928 написал первую пьесу На грани, поставленную на сцене Киевского ТРАМа. С самого начала творческого пути его интересует преимущественно революционная тематика, непримиримые конфликты двух идейных миров: пролетарского, революционного и буржуазного, антинародного.

    В историю советского театра вошел как автор востребованных репертуарных пьес. Среди них произведения героического характера, такие, как Гибель Эскадры (1933), пьесы о подлинном и мнимом гуманизме и доверии к человеку – Платон Кречет (1934), истинном и показном героизме, основанном на чванстве и бездушии (Фронт, 1942). Широко известны в свое время были также комедии В степях Украины (1940), Приезжайте в Звонковое (1946), Калиновая роща (1950).

    Для драматургии Корнейчука свойственен интерес к масштабной человеческой личности, крупным историческим событиям и конфликтам. Это проявилось в Гибели эскадры, с которой автор вошел в историю советского театра. Коллизия пьесы возвышенна и патетична – по приказу из Москвы черноморские моряки топят свои корабли, чтобы задержать наступление контрреволюции. Происходит торжественное прощание с каждым из кораблей, на фоне которого раскрываются непростые человеческие судьбы Оксаны, Гайдая и других героев пьесы.

    Другая известная пьеса Фронт, в годы войны обошла почти все театральные сцены. Даже сами фамилии главных героев пьесы Горлов и Огнев стали нарицательными. Первый – символ воинствующего невежества и карьеризма, второй – ума и мужества. Между ними на протяжении всей драмы происходил острейший конфликт, в ходе которого решалась судьба народной войны. Корнейчук был убежден, что военные методы Горлова неминуемо ведут к поражению, в силу их отсталости и бездарности. Автор, безусловно, стоял на стороне Огнева, как и зрители в зале. Своей идейной позиции по отношению к героям созданных им пьес никогда не скрывал. Его герои всегда прозрачны и выражают ту или иную авторскую идею. Вместе с тем лучшие из них не лишены человеческого объема, пусть в старой системе координат. Иначе на материале драматургии А.Корнейчука не было бы стольких актерских удач. (И.Москвин в роли Горлова (МХАТ, 1942), Б.Бабочкин в роли Огнева, А.Дикий – Горлов (Театр имени Е.Вахтангова, 1943, Б.Г.Добронравов, А.М.Бучма, И.В.Ильинский и др.) Для своего времени эта пьеса отличалась не только острой актуальностью, но и политической смелостью.

    В 1950–1960-е пишет для сцены в основном комедии с лирическим сюжетом и некоторой долей поучительного содержания, сатирически критикующие пережитки прошлого и отстаивающие идеалы светлого будущего: Крылья (1955), Почему улыбались звезды (1957), Над Днепром (1960).

    Автор сценариев к фильмам Богдан Хмельницкий (1941), Калиновая роща (1953), Гибель эскадры (1965)

    Умер 14 мая 1972 в Киеве.

    Издания: Корнейчук А.Е. Пьесы. М., 1972

    Екатерина Юдина

    Литература

    Горбунова Е. Драматургия А.Корнейчука. М., 1952
    Пархоменко М. Александр Корнейчук. М., 1952
    Гебель В. А.Е.Корнейчук. Очерк творчества. М., 1957