Также по теме

ПЕТР I АЛЕКСЕЕВИЧ

ПЕТР I АЛЕКСЕЕВИЧ (1672–1725) – русский царь (1682), первый российский император (с 1721), выдающийся государственный деятель, полководец и дипломат, вся деятельность которого связана с радикальными преобразованиями и реформами, направленными на устранение отставания России от европейских стран в начале 18 в.

Родился 30 мая 1672 в Москве. Единственный сын царя Алексея Михайловича от его второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной, воспитанницей просвещенного боярина Артамона Матвеева. Четырнадцатый ребенок в семье, Петр получил домашнее образование под надзором «дядьки» Никиты Зотова. Тот сетовал, что царевич к 11 годам не слишком успевал в грамоте, истории и географии, захваченный «экзерцициями солдатского строя» – военными «потехами» вначале в с.Воробьеве, затем в с. Преображенском. В этих экзерцициях будущего царя участвовали специально созданные отряды «потешных войск» (ставшие впоследствии гвардией и ядром русской регулярной армии). Физически крепкий, подвижный, любознательный, Петр освоил при участии дворцовых мастеров столярное, оружейное, кузнечное, часовое, типографское ремесла. Большое влияние на формирование его интересов оказали иностранцы (Ф.Я.Лефорт, Я.В.Брюс, П.И.Гордон) – вначале учителя в разных областях, а в дальнейшем – и его сподвижники. Царь с детства знал немецкий, позже изучил голландский, отчасти английский и французский языки.

Император Петр I Алексеевич. Фрагмент работы "Портрет Петра I" (1770) Автор: А.П.Атропов. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

После смерти брата царя Федора Алексеевича в 1682 и в результате компромисса между кланами Милославских и Нарышкиных Петр был возведен на российский престол одновременно со сводным братом Иваном V при регентстве сестры, царевны Софьи Алексеевны (правила Россией в 1682–1689). В годы ее правления Петр жил в с.Преображенском, где размещались созданные им «потешные» полки во главе с И.И.Бутурлиным и Ф.И.Ромодановским. Там же он познакомился с сыном придворного конюха Александром Меншиковым, ставшим его другом и опорой на всю жизнь, а также другими «молодыми робятами рода простого». Петр научился ценить не знатность и родовитость, но способности человека, его смекалку и преданность делу. Под руководством голландца Ф.Тиммермана и русского мастера Р.Карцева учился в 1680-х кораблестроительству, в 1684 совершал плавания на своем ботике по Яузе.

В 1689 мать заставила Петра жениться на дочери мелкопоместного дворянина Е.Ф.Лопухиной (родившей ему через год сына Алексея), но «честный брак» между молодыми не получился: молодожен проводил время не с супругой, а с друзьями в Немецкой слободе. В той же Немецкой слободе Петр узнал иной тип межличностных отношений, иной тип быта; там же у него пробудилась любовь к морю, мореплаванию, родилось восхищение голландской культурой. Там в 1691 познакомился с дочерью немецкого ремесленника Анной Монс, ставшей его возлюбленной.

В 1689, отстранив от власти сестру, Петр стал фактически царем. После безвременной кончины в 1695 матери (ей шел 41-й год), а в 1696 – брата-соправителя Ивана V, стал самодержцем не только фактически, но и юридически.

Делом его жизни стало усиление военной мощи России.

Едва утвердившись на престоле, Петр лично участвовал в Азовских походах против Турции (1695–1696), завершившихся взятием Азова и выходом на берега Азовского моря. Но это не решило главной внешнеполитической проблемы – установления торговых и иных связей с Европой, что можно было осуществить лишь обретением выхода к Балтике и возвращением русских земель, захваченных Швецией в годы Смуты.

Под видом изучения кораблестроения и морского дела ездил одним из 30 волонтеров при Великом посольстве 1697–1698 в Европу. Там Петр Михайлов, как царь себя называл, прошел полный курс артиллерийских наук в Кенигсберге и Бранденбурге, полгода работал плотником на верфях Амстердама, изучая корабельную архитектуру и черчение планов, окончил теоретический курс кораблестроения в Англии. По его приказу в этих странах закупались книги, приборы, оружие, приглашались иностранные мастера и ученые. Одновременно Великое посольство подготовило создание Северного союза против Швеции, окончательно оформившегося два года спустя (1699). Летом 1697 провел переговоры с австрийским императором, предполагая заехать еще и в Венецию, но получив известие о готовящемся в Москве восстании стрельцов, которым царевна Софья обещала в случае свержения Петра повышение жалованья, вернулся в Россию. Свидевшись в Москве лишь со своей любовницей Монс в Немецкой слободе, он 26 августа 1698 начал личное следствие по стрелецкому делу и не пощадил никого из мятежников (1182 чел. были казны, Софья и ее сестра Марфа пострижены в монахини).

В феврале 1699 приказал распустить ненадежные стрелецкие полки и начать формирование регулярных – солдатских и драгунских, ибо «до сей поры никакой пехоты сие государство не имело». Вскоре подписал указы, под страхом штрафов и порки предписывавшие мужчинам «резать бороды» (ранее считавшиеся символом православной веры), носить одежду европейского образца, а женщинам открывать волосы (ранее скрытые под повоями и киками). Подобные меры готовили общество к коренным переменам, подрывали традиционность устоев образа жизни и привычек. С 1700 ввел новый календарь с началом года 1 января (вместо 1 сентября) и летосчисление от «рождества Христова», что он также рассматривал как шаг в ломке старинных нравов.

Европейская политика не давала оснований рассчитывать, что Россия получит поддержку в борьбе против Турции за выход к южным морям, поэтому Петр распорядился продолжать строительство в Воронеже Азовского флота, начатого во время Азовских походов, лично проверял корабельщиков. И все же Великое посольство заставило его сменить внешнеполитический курс с южного на западный.

Заключив Константинопольский мир 1700 с Турцией, Петр переключил все усилия страны на борьбу со Швецией, которой правил 17-летний Карл XII, снискавший, несмотря на молодость, репутацию талантливого полководца. Северная война 1700–1721 за выход России к Балтике началась ноябрьским сражением под Нарвой. 40-тысячное необученное и неподготовленное русское войско проиграло его войску Карла XII. Назвав за это шведов «учителями русских», Петр распорядился о проведении решительных реформ, способных сделать русскую армию действительно боеспособной.

Посчитав после Нарвы Россию разгромленной, Карл XII ушел воевать («надолго увяз», по словам Петра) в Польшу, что дало Петру необходимую передышку. Он надеялся изменить облик своей страны, сделав ее похожей на западную, но сохранив самодержавие и крепостничество. «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» (А.С.Пушкин), Петр не жалел и готов был игнорировать личные интересы во имя процветания России с ее неисчислимыми природными богатствами. Он не отделял себя от государства, полагая, что лишь он знает, как преодолеть российскую отсталость, невежество и лень: «наш народ – яко дети неученыя, кои никогда за науку не примутся, коли от мастера не приневолены будут».

Реформаторская деятельность Петра протекала в острой борьбе с консервативной оппозицией. Уже первые, поверхностные попытки реформ, сделанные в конце 17 в., вызвали сопротивление боярства и духовенства (заговор И.Цыклера, 1697). Тайное противодействие своим указам царь-реформатор продолжал испытывать и на протяжении многих лет века 18-го (заговор царевича Алексея Петровича 1718).