Содержание статьи
    Также по теме

    ЭРЕНБУРГ, ИЛЬЯ ГРИГОРЬЕВИЧ

    ЭРЕНБУРГ, ИЛЬЯ ГРИГОРЬЕВИЧ (1891–1967), советский писатель, поэт, публицист. Родился 14 января 1891 в Киеве в зажиточной еврейской семье. В 1895 семья переезжает в Москву. В семье не было потребности в религиозном еврейском воспитани. Учился в московской гимназии, где познакомился с Николаем Бухариным, который вовлек его в революционную деятельность.

    В 1905 во время первой русской революции впервые погружается в атмосферу классового противостояния. Вместе с Бухариным распространяет листовки, выполняет поручения большевистского подполья. В 1908 арестован как «районный агитатор» и после пяти месяцев тюрьмы выпущен под залог. Желая избавиться от наблюдения полиции, уезжает в Париж.

    По рекомендации Льва Каменева переезжает в Вену, работает в газете «Правда», общается с Л.Троцким. Профессиональные революционеры удивили его своей нетерпимостью и замкнутостью на вопросах революционной тактики. Разочаровывается в партийной работе и отходит от большевиков. Круг его интересов – стихотворные опыты, чтение, увлечение католицизмом.

    С 1910 по 1916 выходят поэтические сборники Стихи, Я живу, Вздохи из чужбины. Занимается переводами французской поэзии, в 1914 издает антологию, включившую подборку из 29 поэтов, среди которых Поль Верлен, Артюр Рембо, Гийом Аполлинер.

    За чтением и сочинением стихов целыми днями просиживает в кафе «Ротонда» на Монпарнасе. Там собирается интернациональный круг друзей – художники Пикассо, Ривера, Модильяни, Шагал, литераторы Аполлинер, Максимилиан Волошин. Много путешествует. В Ницце в 1911 у него родилась единственная дочь Ирина.

    Когда началась Первая мировая война, Эренбург пытался записаться во французскую армию добровольцем, но был забракован по здоровью. Начинает писать о событиях на Западном фронте для московской газеты «Утро России» (1915), в 1916 становится постоянным корреспондентом петроградской газеты «Биржевые новости».

    В июле 1917 возвращается в Москву. В начале 1918 выходит его поэтический сборник Молитва о России, где нарастающий хаос в стране принял образ умирающей матери, над которой глумятся большевики. В Москве подружился с Б.Пастернаком и В.Маяковским. Печатает статьи в эсеровских газетах. После начала «красного террора» в 1918 уезжает в Киев.

    В 1919 ведал устройством быта беспризорников. Спасаясь от голода, Эренбурги едут в Крым к Волошину. Жизнь в Коктебеле была голодной, неустроенной. Из Крыма в сентябре 1920 через Тбилиси возвращаются в Москву, где вскоре Эренбург был арестован по подозрению, что он является агентом Врангеля. Благодаря вмешательству Бухарина после четырех дней заключения выходит на свободу. Какое-то время работает сотрудником театрального отдела Наркомпроса под руководством Вс.Мейерхольда.

    Благодаря помощи Бухарина он выезжает за границу с советским паспортом. Русские эмигранты отнеслись к Эренбургу подозрительно и враждебно. Через несколько недель французские власти, подозревая, что он займется в стране большевистской пропагандой, высылают его в Бельгию.

    За 28 дней Эренбург написал роман Необычайные приключения Хулио Хуренито и его учеников. События романа разворачиваются перед Первой мировой войной. Мексиканец Хулио Хуренито, претендующий на роль учителя жизни, собрав учеников разных национальностей, отправляется путешествовать по Европе, Африке и Советской России. Цель – подорвать священные мифы Европы, ее самодовольные представления о религии и политике. Этот любимый роман Эренбурга, с которым он сам хотел бы войти в историю, был опубликован в Берлине в начале 1922. В России вышел в 1923.

    Переехав в Берлин, Эренбург примыкает к русской эмиграции. Сотрудничает с критико-библиографическим журналом «Русская книга», пишет о М.Цветаевой, Мандельштаме, Пастернаке, Есенине, защищает Маяковского. В статье Над схваткой выражает желание находиться между эмигрантской и советской половинами русского литературного мира.

    Весной 1922 вместе с художником Эль Лисицким предпринимает попытку выпустить журнал «Вещь», пропагандирующий новое экспериментальное искусство, интернациональное и ориентирующееся на науку и индустрию. В Берлине он написал сборник новелл Тринадцать трубок (1922) и несколько романов: Жизнь и гибель Николая Курбова (1923) – о том, как преданный чекист, неутомимо боровшийся с врагами революции, покончил с собой после поворота страны к нэпу. Роман Трест Д.Е. (1923) повторял мотивы Хулио Хуренито – главный герой хочет уничтожить Европу, объясняя свое желание любовью к ней. Роман Любовь Жанны Ней (1924), единственный экранизированный роман Эренбурга, повествовал о любви наивной француженки к русскому коммунисту, убившему ее отца по политическим мотивам.

    В Париже заканчивает три новых романа: Рвач (1925), В Проточном переулке (1926) и Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца (1928). Все они – о жизни в условиях нэпа, когда революционные лозунги были свернуты. Герой романа Рвач, не имея собственных убеждений, плывет по течению. В период нэпа оказавшись в Москве, он сотрудничает с валютчиками и оказывается в тюрьме, где кончает с собой, не выдержав тюремного режима. Роман В Проточном переулке – о жестокости измученного, надломленного населения к беспризорным детям.

    Роман Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца представляет собой собрание анекдотов и историй из жизни персонажа еврейского фольклора – портняжки из Гомеля, которого эксплуатируют все, кому ни лень. По сути это повествование о еврее, который, отказавшись от традиционного образа жизни, пытается найти свое место. В СССР публикация романа, вышедшего в Европе в 1928, была запрещена (он был опубликован в 1989). Советские критики полагали, что жалкая фигура главного героя может способствовать развитию антисемитизма. Член Политбюро Лазарь Каганович, наоборот, считал, что от романа, как от любого произведения, описывающего страдания евреев, веет «еврейским национализмом».

    После прихода Сталина в 1929 к власти в своем решении встать на сторону Советов Эренбург руководствовался политическими соображениями. Зная ситуацию в Европе, он понимал, что поднимающему голову фашизму реально может противостоять только СССР.

    С 1928 по 1932 создает цикл публицистических книг о капиталистической экономике, производящей «изобилие и кризисы, оружие и сны, золото и одурь», и алчности ее хозяев-миллионеров.

    В 1932 становится парижским корреспондентом «Известий». Статус советского журналиста делает его из частного лица официальным представителем писателей, ставших на сторону Советской власти.

    В Париже Эренбург работает над романом День второй (1933), написанным по впечатлениям от своих поездок по стране в 1932. В начале 1930-х были написаны еще два небольших романа: Москва слезам не верит (1932) – о проблемах русского художника, получившего возможность учиться в Париже, и Не переводя дыхание (1935) – о трудностях развития современной лесной промышленности на советском Севере, написанный по впечатлениям поездки в Архангельск. В 1936 выходит роман Книга для взрослых, где автобиографические эпизоды чередуются с вымышленными, куда включено немало парижских воспоминаний о друзьях богемной молодости. Роман стал своего рода «черновиком» для будущих мемуаров.

    Он пишет для «Литературной газеты» (1933) статьи об Унамуно, Мориаке, Жиде, Мальро, французских сюрреалистах. К 1934 в СССР создается Союз писателей, и Эренбург участвовал в привлечении на 1-й Всесоюзный съезд писателей коллег из Европы. Он был избран в президиум правления союза писателей СССР.