Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

КУНЯЕВ, СТАНИСЛАВ ЮРЬЕВИЧ

КУНЯЕВ, СТАНИСЛАВ ЮРЬЕВИЧ (р. 1932), русский советский поэт, литературный критик. Родился 27 ноября 1932 в Калуге, вышел из семьи потомственных служащих на военном и гражданском (чиновники, земские врачи) поприщах. Окончил филологический факультет МГУ (1952–1957). Печатал стихи с 1956, первый поэтический сборник Землепроходцы (1960), вышедший в Калуге, принес Куняеву определенную известность (в т.ч. стихотворение Добро должно быть с кулаками). В 1961 публикует цикл Казахстанская тетрадь, в духе и стиле тогдашней комсомольско-молодежной пропагандистской лирики повествующий о юношах и девушках, с энтузиазмом осваивающих целинные земли. Многочисленные последующие книги стихов Куняева (Звено, 1962; Вечная спутница, 1973; Свиток, 1976; Рукопись, 1977; Глубокий день, 1978; Свободная стихия, 1979; Отблеск, Солнечные ночи, обе 1981; Путь, 1982; Озеро Безымянное, 1983; Пространство и время, 1985; Огонь, мерцающий в сосуде, 1986; Мать сыра земля, 1988, и др.) характеризуют их автора как поэта-публициста, в советское время с явным привкусом «официоза», в перестроечной России – непримиримо-оппозиционного. Декларировав себя, наряду с Н.М.Рубцовым, Ю.П.Кузнецовым, А.К.Передреевым и др., в качестве продолжателя «почвеннической» традиции в русской поэзии второй пол. 20 в., Куняев, с одной стороны, насытил свое творчество космическими образами, планетарными размышлениями и глобальными обобщениями, а с другой – обнаружил определенную скудость, «заштампованность» поэтического языка, нередко сочетающуюся с банальностью мысли (поэт – «очевидец неба и земли, / свидетель дождя и полнолунья...», который «никогда не может / или не хочет жить оседло», а в его душе борются «жажда странствий» и «жажда покоя»; в природе – «и родина, и смерть, / и жизнь, и вечность – воедино»).

Также по теме:
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Российская действительность 1990-х годов дала новый стимул политизированной поэзии Куняева, пронизав ее обличительным пафосом противника антинародных реформ (сборники Русские сны, 1990; Высшая воля: Стихи смутного времени. 1988–1992, 1992; Сквозь слезы на глазах, 1996, где главной темой становится бичевание врагов русской нации: «Несчастный век! Несчастная Россия! / Все те же бесы выползли на свет!» – стихотворение Окаменели лица депутатов...; „«Споили нас!»... «Сгноили нас!»... «Растлили нас!»" – Три голоса). Предчувствуя, не без тайной угрозы, что «русские дороги... / К Полю Куликову приведут (Вся душа аж пропиталась болью...) и «грешный Минин чугунной ладонью / Указует единственный путь, / По которому прах самозванца / Был исторгнут из жерла в пространство» (Лезли бесы в Кремлевскую стену...), поэт в то же время страшится гражданских междоусобиц и надеется на «высшую волю» Творца, на православие, должное возродить Россию – не без помощи, однако, русских солдат, в виде «гранитных монументов» двинувшихся в Россию из не так давно освобожденной от фашизма, а ныне глумящейся над родиной Европы (Последний парад).

С осени 1989 Куняев – главный редактор «новопочвеннического» журнала «Наш современник». Опубликовал ряд сборников литературно-критических статей, посвященных т.н. крестьянским поэтам, прозаикам-«деревенщикам», общему состоянию современной литературы. Автор десяти беллетризованных биографий в серии «ЖЗЛ» («Жизнь замечательных людей»), многочисленных переводов из украинской, грузинской, абхазской (в т.ч. Л.Мушни, Д.Гулиа), киргизской (в т.ч. Токтогул), бурятской, литовской (в т.ч. Э.Межелайтис) поэзии (также перевода с латинского оригинала Песни зубра Н.Гуссовского – первой эпической поэмы о белорусах).

Лауреат Государственной премии РСФСР им. М.Горького. Некоторые произведения Куняева переведены на болгарский, чешский и словацкий языки.

Также по теме:
Литература

Литература:

Куняев С. Избранное. М., 1979
Куняев С. Избранные произведения, тт. 1–2. М., 1988
Куняев С. Времена и легенды: (Диалог со временем). М., 1990
Куняев С. «Не сотвори себе кумира...»: Статьи и дневники эпохи перестройки. Саратов, 1990
Кожинов В. Путь поэта. – В кн.: Кожинов В. Статьи о современной литературе. М., 1990
Куняев С. (совм. с С.С.Куняевым). Растерзанные тени: Избранные страницы из «дел» 20–30-х гг. ВЧК – ОГПУ – НКВД. М., 1995
Куняев С. Средь шумного бала... Повести, рассказы, публицистика. М., 1996
Куняев С. (совм. с С.С.Куняевым). Сергей Есенин, 2-е испр. и доп. изд. М., 1997
Аннинский Л. «Средь шумного бара...». – Дружба народов, 1997, № 7

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Мифология»
Вид их был ужасен, вместо волос у них были змеи, в руках они держали бичи и факелы. Богинями чего были Алекто, Тисифона и Мегера?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Животные

Пройти тест

Знаменитые речи

Пройти тест

История в фактах

Пройти тест

Ирак

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет