Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ТИ-ЮН

ТИ – ЮН. Терминологическое словосочетание, имеющее три основных значения в китайской философии.

Также по теме:
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

1. «[Оформленная] сущность/реальность и [ее] функция/атрибут». Первый член терминологической пары относится ко второму как целое к части. Впервые в указанных значениях понятия «ти1» («тело/основа») и «юн2» («применение») фигурируют, видимо, в Сюнь-цзы (4–3 вв. до н.э.): «Множество вещей соединены в пространстве, но различаются своей [оформленной] сущностью (ти1), [даже утилитарно] негодное имеет свою функцию (юн1) по отношению к человеку» (гл. Фу го – «Обогащение государства»). У Ван Чуаньшаня (17 в.) ти1 – это «реальное наличие» (ши ю), о существовании которого можно судить по его атрибутам (юн2) (Чжоу и вай чжуань – Внешний комментарий к «Чжоуским переменам», цз. 2). Сунь Ятсен интерпретировал проблему ти – юн как соотношение материи и духа (цзиншэнь), который является неотъемлемым свойством материи (Цзюньжэнь цзиншэнь цзяоюй – Воспитание духа военных). В современной философии знак ти1 используется для передачи понятий «бытие» (бэнь ти, буквально: «изначальное тело») и «субстанция» (ши ти, буквально: «реальное тело»). Сюн Шили (20 в.) в развитие рассматриваемой здесь традиционной концепции предложил тезис о «недвойственности ти1 и юн2» (ти юн бу эр).

2. «Основа/субстанция – проявление / акциденция» (более узкое значение: «ноумен – феномен»). Здесь соотношение ти1 и юн2 более дихотомично. В этом аспекте проблему ти – юн начал разрабатывать Ван Би (3 в.), у которого в качестве вселенской «основы» ти1 фигурировало «отсутствие/небытие» (у1, см. Ю – У). Пэй Вэй (3 в.), напротив, объявил «основой» «наличие/бытие»-ю (Чун ю лунь – О почитании наличия/бытия). Ван Аньши (11 в.) в качестве единой «основы/субстанции» рассматривал «изначальную пневму» (юань ци1), пребывающую в состоянии «покоя» (цзин2, см. ДУН – ЦЗИН), тогда как ее циркуляция «между Небом и Землей» создает все множество «акциденций/феноменов» (Лао-цзы чжу – Комментарий к «Лао-цзы»). У главных основоположников неоконфуцианства Чэн И (11–12 вв.) и Чжу Си (12 в.) в роли «основы» фигурируют структурообразующие «принципы»-ли1, а в качестве «проявления» – «образы» (сян1, см. СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ) мироздания. Чжу Си перенес дихотомию ти – юн также на соотношение «[индивидуальной] природы» (син1) и «чувств» (цин2) (Чжу-цзы юй лэй – Высказывания Чжу-цзы, классифицированные по родам, цз. 5). Принцип ти – юн как обозначение дихотомии «основа – проявление» использовался в «нумеролотических» медицинских расчетах (иероглиф «ти1» обозначал пораженную систему организма – орган и т.п., а иероглиф «юн2» – другую систему, функционально связанную с пораженной и потому выбранную для оказания на нее лечебного воздействия).

3. Дихотомия «принцип (основа) – применение (второстепенное)». Введена теоретиком политики «самоусиления» Чжан Чжидуном (19 – начало 20 в.), предложившим использовать «китайскую науку в качестве основы, западную науку для [утилитарного] применения (чжун сюэ вэй ти, си сюэ вэй юн). Чжан Чжидун исходил из положения о том, что «китайская наука упорядочивает тело/личность (шэнь2) и сердце (синь1), западная наука нужна для мирских дел» (Цюань сюэ пянь – Советы [по поводу] наук). Под «китайской наукой» понимались духовно-культурные и идеологические принципы, под «западной» наукой» – естественнонаучные дисциплины и технические достижения. Этот тезис о соотношении китайской и западной «наук» в сокращенной формулировке («китайское в качестве основы, западное для применения») впоследствии толковался весьма широко, в целом подразумевая преемственность духовной и культурной традиции при дозированном заимствовании западного опыта.

Также по теме:
Философия

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Математика

Пройти тест

Физика

Пройти тест

Псевдонимы...

Пройти тест

История в фактах

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет