Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

КОРШ, ФЕДОР АДАМОВИЧ

КОРШ, ФЕДОР АДАМОВИЧ (1852–1923), русский театральный деятель, антрепренер, переводчик.

Также по теме:
РУССКИЙ ТЕАТР (ТЕАТР РОССИИ)
РУССКИЙ ТЕАТР (ТЕАТР РОССИИ)

Родился 10 (22) апреля 1852 на Кавказе в семье старшего врача при штабе грузинского гренадерского полка. Блестяще окончив гимназический курс Лазаревского института восточных языков, в качестве кавказского стипендианта поступил на юридический факультет МГУ, с отличием окончив его в 1872. Сценой увлекся со школьной скамьи, принимал участие в любительских спектаклях, приобщился к литературе, стал членом Общества драматических писателей. Вел судебную практику, работая сначала помощником, затем присяжным поверенным, приобрел видное положение в среде московской адвокатуры. Женившись на дочери ростовщика, получил приличное состояние и арендовал у Пушкинского театра А.А.Бренко часть помещения (гардероб). Близко наблюдая за театральным процессом, заинтересовался театром. Корш понимал ценность талантливого артистического коллектива и видел хозяйственные промахи театра. Когда театр оказался на грани закрытия, Корш, наделенный неутомимой энергией и огромной силой воли, решил создать свой театр. Не обладая ни крупными средствами, ни кредитом, предложил труппе организовать дело на паях.

В 1881 была отменена монополия императорских театров, что развязало Коршу руки. «В этом новом деле мы все были заинтересованы кровно и смотрели на него как на продолжение так внезапно прерванной линии бывшего Пушкинского театра, который всем нам был своим близким, родным», – вспоминала актриса А.Я.Глама-Мещерская. «Корш был настоящим коммерсантом и выжимал из театра все соки, – писала о нем П.Вульф. – Как человек неглупый, понимающий свою выгоду, он привлек к театру лучших актеров из провинции и не скаредничал...». Корш понимал, что для успеха театра нужно не только хорошее помещение, но и «приманка» для привлечения «иного качества публики на потребу кассовых интересов». Он решил сохранить коллектив и изменить характер художественного направления театра, начав дело с организационно-экономических основ.

Русский драматический театр – Театр Корша открылся 30 августа 1882 и был одним из самых популярных до основания МХТ в 1898. Театр сыграл значительную роль в культурной жизни Москвы. Корш занимался администрированием и хозяйственными делами, единолично решал репертуарный вопрос и комплектовал труппу.

На рубеже века возникли другие театры, и если бы не умение Корша быть гибким и компромиссным в театральной политике, то в условиях конкуренции его театр не смог бы успешно работать на протяжении долгого времени. Корш по-прежнему выдавал премьеры по пятницам. Каждый сезон чуть не все актеры награждались бенефисами. «Коршевская небрежность, – писали о нем, – была всегда талантлива, потому что играть с трех-четырех репетиций и достигать хотя бы внешних контуров доступно лишь талантливым». Актер Н.М.Радин отмечал, что театральная жизнь провинции, «требовавшая при количественно ограниченном зрителе быстрой смены репертуара и молодого гибкого актера, строилась главным образом по путеводной звезде коршевского театра и в составлении труппы».

В 1917 здоровье Корша расстроилось. Он ушел из театра, продав его М.М.Шлуглейту. Сам Корш уехал на Кавказ, где его застала гражданская война. От предложений белого командования уехать в эмиграцию он отказался и вернулся в Москву. Поселился в Голицыне под Москвой, занимался переводом П.Ж.Беранже, писал мемуары. Из-за болезни не смог придти на 40-летие своего театра.

Корш был антрепренером до 1917 – в истории русского театра это, пожалуй, единственный пример столь длительной антрепризы.

Умер Корш в Голицыне 28 октября 1923.

ФЕДОР АДАМОВИЧ КОРШ

Также по теме:
Театр и Кино

Литература:

Юрьев Ю. Записки. Л. – М., 1941
Смирнова Н.А. Воспоминания. М., 1947
Вульф П. В старом и новом театре. Воспоминания. М., 1962
Павлова Т. «Дывыдовские сезоны» у Корша. – В кн.: Вопросы театра. М., 1972
Дубнова Е. Частные театры Москвы и Петербурга. – В кн.: Русская Художественная культура в конце IX – нач. ХХ в. (1908–1917), кн. 3: Зрелища и искусства. Музыка. М., 1977
История русского драматического театра, тт. 6, 7. М., 1982, 1987
Витензон Р. Анна Бренко. Л., 1985
Шестакова Н.А. Проезд Художественного театра, 3. М., 1989
Павлова Т. Антреприза Федора Корша. – Московский наблюдатель, 1992, № 7–8

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Физика

Пройти тест

Известные династии

Пройти тест
Деятели 20 века

Деятели 20 века

Пройти тест

Литературная викторина

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет