Содержание статьи
    Также по теме

    ГИТТОН, ЖАН

    ГИТТОН, ЖАН (Guitton, Jean) (1901–1999) – французский философ, теолог, историк философии.

    Родился в Сент-Этьене 18 августа 1901. После окончания Высшей педагогической школы (Ecole Normale) преподавал в провинциальных лицеях (1924–1937), с 1937 – в университете Монпелье. В 1940–1945 находился в немецком плену; выйдя на свободу, продолжил преподавательскую деятельность – сначала в Авиньоне, затем в Дижонском университете (с 1949) и в Сорбонне (1955–1968). Член Французской академии (1961).

    Свою концепцию Гиттон определял как попытку создания конкретной онтологии, которая, учитывая и развивая достижения философов различных эпох в этой сфере, обратились бы и к  интуиции из области художественного, научного, политического и религиозного мышления, равно как и обыденному опыту человеческого существования, с целью изучения аспектов, общих разным формам бытия. Поэтому, оппонируя Ж.П.Сартру, он утверждал, что философия не может отказаться от рефлексии над науками, и всегда проявлял интерес к научной мысли в ее отношениях с метафизикой. Гиттон проводил идею иерархической структуры бытия, наличия в нем разных уровней: если прослеживать иерархию универсума снизу вверх, он предстанет как абсолютно дисконтинуальный, прерывный, но тот, кто, достигнув вершины, бросит взгляд вниз, увидит в нем континуальность. По признанию Гиттона, его всегда особенно интересовали ситуации разрывов, мутаций, возникновения нового, хотя одна из ведущих тем его творчества – целостность универсума. Призвание философа, полагал он, – мыслить целое, стремясь из этого, пусть и несовершенного, синтеза вывести правило жизни, максимы поведения; в этом плане всякая мораль обусловлена концепцией бытия, онтологией.

    Переосмыслив учение А.Бергсона, Гиттон особое внимание уделял проблемам темпоральности человеческого существования, отношения времени и вечности. Рефлексия над этими вопросами подтолкнула его к исследованию имманентной диалектики мышления, выражающейся в тенденциях, с одной стороны, к диссоциации, т. е. к разграничению того, что в реальности существует в единстве, а с другой – к контаминации, т.е. смешению, синтезу того, что в действительности сохраняет свои структурные различия. Обе эти тенденции, по Гиттону, чреваты опасностью искажения подлинного единства, а поэтому в философии необходимо их выявлять и преодолевать.

    Гиттон был также одним из инициаторов экуменических исследований, выступал за союз католиков и протестантов.

    Умер Гиттон в Париже 21 марта 1999.

    Сочинения: Portrait de Monsieur Pouget. P., 1941; Justification du temps. P., 1941; Les fondements de la communauté française. Lyon, 1942; La pensée moderne et le catholicisme. P., 1947; L'Amour humain. P., 1948; Le Temps et l'Eternité chez Plotin et Saint Augustin. P., 1955; La vocation de Bergson. P., 1960; Regards sur la pensée française 18701940. P., 1968; La pensée et la guerre. Bruges, 1969; Profils paralléles: Pascal-Leibniz, Renan-Newman, Teilhard-Bergson, Claudel-Heidegger. P., 1970; L'Evangile dans ma vie. P., 1977; Nouvel éloge de la philosophie. P., 1977; Oeuvres complétes. V. 1–6. P., 1966–1978; Crise dans l'Eglise. P., 1980; Un siécle, une vie. P., 1988; L'existence temporelle. Bégédis, 1989.

    Ирина Блауберг

    Литература

    Философы Франции. Словарь. – Под общей редакцией И.И.Блауберг. М., 2008