Содержание статьи
    Также по теме

    ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ

    ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ. Основание философского учения о врожденных идеях положил Платон. Человеческая душа, по Платону, существовала ранее тела — в мире идеальном. Здесь она созерцала идеи — первообразы вещей, так что прежде рождения, прежде, чем человек начинает видеть, слышать, чувствовать, – он уже знает, что такое справедливость, прекрасное, истинное, словом, сущность вещей, а именно идеи. Наш чувственный мир есть только копия мира идей, он существует настолько, насколько участвует в бытии идей. Рождаясь, человек, его душа, забывает свои знания; но так как вещи суть копия идей, то чувства, знакомя человека с вещами, напоминают ему оригиналы — идеи, забытые им, но тем не менее находящиеся в нем в скрытом состоянии. Ощущение не производит идеи, а только вызывает их, так что все наше человеческое знание есть только припоминание забытого, т.е. идей.

    С течением времени мысли Платона об идеях как действительном идеальном мире, о существовании души до рождения, а вместе и о знании как припоминании, были оставлены, но было сохранено основное положение его теории, что есть врожденные идеи, вложенные в человеческую душу богом. Эти врожденные идеи суть готовые сформулированные знания, которым нужно только обнаружиться, открыться, а не образоваться. Они составляют сверхопытный запас нашего знания, они пробуждаются, раскрываются чувствами, а не даются ими. Причина признания некоторых идей врожденными состояла в том, что исследователи не видели возможности опытным путем объяснить возникновение всех идей, особенно наиболее общих, имевших большое значение и в мышлении, и в деятельности. Полагали даже, что допущение опытного источника таких идей, например, идеи о Боге, унижало бы и идею, и ее объект и преуменьшало их значение. Думали, что твердость человеческой нравственной деятельности и состоятельность теоретического мышления неизбежно предполагают врожденность некоторых идей. Врожденность допускали двух степеней или видов: непосредственная и посредственная. Первая состояла в готовых врожденных идеях, вторая — в тех знаниях, которые можно было вывести их врожденных идей. Полного списка врожденных идей составлено никогда не было, различные мыслители допускали различное их количество. Врожденные идеи были теоретического и практического характера. Основные положения морали, метафизики, теологии, юриспруденции, таких наук, как логика, арифметика и геометрия признавались врожденными, как например: «что есть, то есть», «одна и та же вещь не может одновременно быть и не быть», есть Бог, душа бессмертна, после земной жизни будут награды и наказания, родители должны заботиться о своих детях и т.п.

    Одним из главных противников теории врожденных идей был английский философ Джон Локк, который доказывал, что врожденных идей нет ни в теории, ни в практике, что все знание человека проистекает из одного источника — опыта. Все доводы, приводившиеся в доказательство врожденных идей, по мнению Локка, неубедительны. Всеобщее признание чего-либо справедливым не может быть признано достаточным доказательством врожденности, потому что оно может быть объяснено естественной одинаковой деятельностью, приводящей всех людей к признанию истинности некоторых положений. Но таких общепризнанных положений не существует: дети и умственно неполноценные взрослые не понимают самых простых, по-видимому, положений, например, «что есть, то есть», а, следовательно, не могут с ними соглашаться. Ослабить силу данного соображение тем, что в уме детей подобные истины запечатлены, врождены, но дети только их еще не сознают, невозможно в силу того, что в данном предположении заключалось бы противоречие, — как можно представить, что какие-либо истины заключены в уме, а ум об этом ничего не знает и даже не понимает их, не соглашается с ними, когда они высказаны?

    За врожденные идеи в философии Нового времени особенно сильно стояли Декарт и Лейбниц, но они значительно изменили смысл этого древнего учения. Декарт допускал врожденные идеи лишь в форме возможности, а не действительности, и отождествлял их с врожденными способностями. Врожденные идеи врождены в том же смысле, в каком благородство врождено некоторым фамилиям, а иным — некоторые болезни, т.е. не в том смысле, что дети страдали этими болезнями во чреве матери, а в том, что они родятся с расположенностью к этим заболеваниям. Таким образом, по мнению Декарта, врожденные идеи есть просто способность мышления образовать идею из самого себя. С этой точки зрения, не только идеи о Я как мыслящей субстанции, о субстанции вообще и телесной в частности, о бесконечной субстанции или Боге, идеи геометрических определений и т.п. суть врожденные, но даже идеи звуков, цветов, боли, почти все идеи врождены нам, потому что нет никакого сходства между этими идеями и теми телесными проявлениями, по поводу которых дух образует идеи.

    Лейбниц оспаривал критику Локка теории врожденных идей. Врожденные идеи существуют, по мнению Лейбница, хотя и не всеми замечаются. У нас есть бесчисленное множество знаний, которых мы не замечаем, так как не имеем в них нужды. Наша память хранит много знаний, но мы припоминаем их не всегда, а только иногда. Нужно, чтобы что-нибудь побудило нам воспроизвести одно знание скорее, чем другое, потому что нам невозможно раздельно мыслить сразу обо всем, что мы знаем. Можно даже допускать, не впадая в противоречие, что есть истины, запечатленные в душе, которых она не только не знает, но и никогда не узнает. Наша душа может узнать их, когда будет в другом состоянии. Истина врождена — это еще не значит, что она известна тому, кому врождена. Быть в уме, быть запечатленным в душе, — не значит быть понятым, или замеченным умом, но значит, что в уме можно найти и известные истины, и их доказательства. Идеи нам врождены не только как возможности, но и как склонности, расположения, привычки, предначертания, которые производят то, что идеи могут быть извлечены из души.

    Как скоро врожденные идеи были признаны не готовыми сформулированными знаниями, а лишь способностью приобрести их, предрасположением, склонностью, вроде врожденной болезни, то это учение мало-помалу потеряло свою специфическую особенность и вошло в обширный круг вопросов, в частности, по проблеме наследственности в области строения нервной системы, предрасположенности к определенному поведению и т.п.