Также по теме

СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ (НАФТА)

СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ (НАФТА) (North American Free Trade Agreement, NAFTA) – экономическое интеграционное объединение, в которое входят США, Канада и Мексика. Является одним из трех (наряду с ЕС и АТЭС) наиболее влиятельных в современном мировом хозяйстве региональных интеграционных блоков.

Ядром НАФТА является американо-канадская экономическая интеграция. Развивающаяся с 19 в., она привела к подписанию в сентябре 1988 американско-канадского соглашения о свободной торговле (Сanada-U.S. Free Trade Agreement – CUSFTA), вступившего в силу с 1989. КУФТА предусматривало создание в течение 10 лет зоны свободной торговли, объединяющей обе страны Северной Америки. С 1990 начались переговоры о присоединении к КУФТА Мексики. 17 декабря 1992 было подписано соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), вступило в силу 1 января 1994.

НАФТА стала первым в мире экономическим союзом, объединившим высокоразвитые государства (США, Канада) и развивающуюся (Мексика) страну.

ПОДПИСАНИЕ СОГЛАШЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ НАФТА президентами Мексики (Карлос Салинас де Гортари), США (Джордж Буш) и Канады (Брайан Малруни)

Основные характеристики НАФТА.

Как и другие региональные интеграционные блоки, НАФТА организовано с целью расширения экономических связей (прежде всего, взаимной торговли) между странами-участниками. Запрещая государствам-членам дискриминацию в отношении взаимных товаропоставок и инвестиций, НАФТА устанавливает протекционистские правила против внешних производителей (в частности, в текстильной промышленности и автомобилестроении).

Основными целями НАФТА, официально заявленными в соглашении об его образовании, являются:

– снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению между странами товаров и услуг;

– установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли;

– значительное увеличение возможностей для инвестирования в странах-членах соглашения;

– обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран;

– урегулирование экономических споров;

– создание перспектив будущего многостороннего регионального сотрудничества.

Экономическая интеграция в Северной Америке отличается от интеграции в Западной Европе и Азии, основанных на согласованной регулирующей деятельности многих высокоразвитых государств.

В других регионах интеграция осуществлялась «сверху вниз», когда межправительственные соглашения стимулировали контакты предпринимателей разных стран. В НАФТА, наоборот, процесс интеграции шел «снизу вверх»: сначала высокого уровня достигли межкорпоративные связи, а затем на их основе принимались межгосударственные соглашения.

Внутри НАФТА, в отличие от ЕС и АТЭС, есть только один центр экономической силы – США, чья экономика в несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые (Табл.). Эта моноцентричность облегчает управление (страна-лидер легко может навязать свои решения более слабым партнерам), но одновременно создает среду потенциальных конфликтов (партнеры США могут оказаться недовольными своим подчиненным положением). Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом.

Из-за моноцентричности в НАФТА нет специальных надгосударственных институтов (как Европарламент в ЕС), поскольку они стали бы лишь придатком к администрации США. Центральным организационным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли, которая следит за выполнением соглашения и оказывает содействие разрешению споров, возникающих при его интерпретации. Она контролирует деятельность 30 комитетов и рабочих групп. Если какая-либо страна решится игнорировать решения Комиссии, то она столкнется с торговыми и иными санкциями других партнеров по блоку.

Таблица. ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРАН – ЧЛЕНОВ НАФТА
Таблица. ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРАН – ЧЛЕНОВ НАФТА в 1999
Показатели США Канада Мексика НАФТА
Население (млн. чел.) 278,2 30,5 97,4 406,1
Территория (тыс. кв. км) 9364 9971 1958 21293
ВВП (млрд. долл.) 9152,1 634,9 483,7 10270,7
ВВП на душу населения (долл.) 32921 20481 4966 25291
Доля в мировом экспорте (%) 12,8 4,4 2,5 19,7

Хотя соглашение НАФТА направлено главным образом на либерализацию торговли (сокращение и последующую отмену тарифных и нетарифных барьеров), оно охватывает также широкий круг сопутствующих вопросов. В НАФТА приняты, в частности, соглашения по экологическому и трудовому сотрудничеству – Североамериканское соглашение по сотрудничеству в сфере окружающей среды (NAAEC – North American Agreement on Ecological Cooperation) и Североамериканское соглашение по трудовому сотрудничеству (NAALC – North American Agreement on Labour Cooperation).

Участники НАФТА не намерены трансформировать его, как это было в ЕС, в таможенный союз. Это объясняется тем, что 70% внешней торговли США приходится на страны за пределами НАФТА, поэтому Соединенные Штаты хотят сохранить свободу своей внешнеэкономической политики.

США как лидер американской экономической интеграции.

В 20 в. США отстаивала принципы либерализации мировой торговли. НАФТА создает прецедент либерального урегулирования новых сфер, пока еще не регулируемых в рамках ГАТТ, – таких, например, как инвестиции, права на интеллектуальную собственность, торговля услугами. Поэтому именно США выступили инициаторами заключения Североамериканского соглашения о свободе торговли (НАФТА) с Канадой и Мексикой.

Поскольку НАФТА демонстрирует эффективность региональных кооперационных связей, другие страны Латинской Америки и существующие здесь региональные объединения (МЕРКОСУР, Андский пакт и др.) ведут переговоры о создании общеамериканского интеграционного союза ФТАА (Free Trade Agreement of the Americas - FTAA) на основе НАФТА. Эта идея также поддерживается США, стремящихся укрепить общеамериканскую экономическую интеграцию для экономической конкуренции с Западной Европой (блоком ЕС) и восточно-азиатскими странами (блоком АТЭС).

По инициативе Вашингтона, в Майами в декабре 1994 была организована первая после 1967 встреча глав государств и правительств стран двух Америк (Северной и Южной). Именно в ходе этого саммита США была выдвинута идея создания единой американской зоны свободной торговли с ориентиром на устранение к 2005 всех барьеров для развития торговли в западном полушарии. В 1995 заявку о присоединении к НАФТА подала еще одна развивающаяся латиноамериканская страна, Чили. Администрация США поддержала план присоединение Чили к НАФТА, однако в конце 1997 конгресс США заблокировал этот план, что ослабило позиции США накануне второго «Саммита Америк», состоявшегося в апреле 1998 в Сантьяго (Чили). В ходе этой встречи лидерам 34 стран западного полушария не удалось добиться соглашения о каких-либо практических мероприятиях, они договорились лишь о необходимости вести переговоры по проблеме создания ФТАА.