Содержание статьи
    Также по теме

    АПРИОРИ

    АПРИОРИ (лат. a priori – из предыдущего), философский термин для обозначения особого рода изначального знания, извлекаемого из самого интеллекта (разума). Противопоставляется апостериорному (лат. a posteriori – из последующего) знанию, источником которого полагается чувственный опыт. По Канту, априорное знание, в отличие от знания апостериорного, носящего случайный и единичный характер, имеет черты универсальности и необходимости. Так, суждение «7 + 5 = 12» универсально в том смысле, что не имеет исключений, и необходимо в том смысле, что должно быть истинным. Мы видим, что 7 + 5 не может быть ничем иным, как 12. Ни одна из характерных черт априорного знания не присуща знанию, получаемому из чувственного опыта. Например, знание о том, что снег бел, не является неким прозрением, благодаря которому мы постигаем, что снег по цвету может быть только белым. Поэтому мы никогда не можем быть уверены, что у этого правила не существует исключений. Логики эмпиристского направления, такие, как Дж.С.Милль, пытались «развенчать» априорное знание, сводя логическую необходимость к укоренившейся привычке: два атрибута появляются вместе настолько регулярно, что в нашем сознании между идеями того и другого атрибута образуется устойчивая ассоциация. Логические позитивисты признавали существование априорного знания, однако полагали, что оно есть всего лишь обнаружение того, что уже заложено в смысле терминов («12» – всего лишь иная формулировка «7 + 5»), и в нем не содержится никакого нового знания. В дальнейшем развитии «лингвистической философии» областью априорных, доопытных форм стали считаться правила употребления языка вообще. Что касается рационалистов, то они считали априорное постижение формой познания наиболее глубокой и достоверной. Особую позицию занимал И.Кант, считавший априорные формы чувственности и рассудка условиями достоверного знания. См. также ПЛАТОН; КАНТ, КАНТ, ИММАНУИЛ; ЛЕЙБНИЦ, ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ; ДЕКАРТ, РЕНЕ; АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.