Содержание статьи
    Также по теме

    МИН-ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

    МИН-ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ. «Предопределение», «судьба», «жизнь», «жизненность», «веление», «приказ», «мандат» (мин1). Категория китайской философии, сочетающая значения «жизненное предопределение» и «предопределенная жизнь». Этимологический смысл иероглифа «мин1» – «устный приказ» (включает элементы «рот» и «приказ»). Осмысление Неба как «безмолвно» руководящей миром силы (Ши цзин, 11–7 вв. до н.э.: «Несомое вышним Небом не имеет ни звучания, ни запаха»; Лунь юй, 5 в. до н.э.: «Учитель сказал: „Разве Небо что-нибудь говорит?"») привело к философскому истолкованию понятия «мин1» как негласного предписания, судьбы, определяющей и жизнь и смерть. Например, в Лунь юе смерть в одном случае определяется как мин1, в другом случае – как утрата мин1 (ср. русские выражения «не судьба» и «такова судьба»). В отличие от западных терминов, выражающих два аксиологически противоположных понятия судьбы – как равно несвободных счастливой случайности и несчастливой необходимости (древнегреч. tyche – anance, aisa – dice и т.п.; лат. fortuna – fatum; рус. счастье – рок, судьба – участь и т.п.), китайская «мин1» выражает понятие судьбы как предопределения, допускающего возможность свободы (ср. совмещение идей предопределения и свободы воли в христианстве). Мин1 предполагает отсутствие необходимости в двух смыслах: 1) возможность изменения самого предопределения; 2) возможность подчинения ему либо уклонения от него. Основные корреляты мин1 – понятия «тянь» (Небо) и «син1» («[индивидуальная] природа») отражают представления (прежде всего конфуцианские) о реализации «предопределения» на уровне космоса (Неба и Земли – тянь ди), социума (Поднебесной – Тянь ся) и государства и на уровне отдельной «вещи», в том числе человеческой «природы».

    Понятие «мин1» появляется в 1-й половине I тысячелетия до н.э. в древнейших памятниках (Ши цзин, Шу цзин) главным образом как атрибут Неба — «небесное предопределение» (тянь мин). Уже в Ши цзине представлена идея «обновления предопределения» (мин вэй синь – современное значение «реформа»), а в Чжоу и – идея «смены предопределения» (гэ мин – современное значение «революция»). Первоначально понятия «тянь мин» и «гэ мин» проецировались исключительно на социум и его репрезентанта – правителя (Сына Неба – тянь цзы). Мин1 рассматривалось как «повеление», «мандат» высшей регулятивной силы – Неба, адресованный правителю. Несоблюдение велений Неба могло привести к передаче «мандата» другому лицу. Например, в Шу цзине идеей «гэ мин» как получения кары за порок и награды за добродетель объясняется падение династии Инь и воцарение династии Чжоу в 11 в. до н.э. Основополагающую теоретическую разработку концепции изменения «(небесного) предопределения» осуществил Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4–3 вв. до н.э.), хотя и без применения термина «гэ мин»: передачей власти над Поднебесной распоряжается Небо и при нарушении нормального династийного правления негодный правитель становится узурпатором трона, который передается Небом подлинному Сыну Неба.

    Расширение понятия Неба (тянь), ставшего выражением высшего природного начала, привело к включению в смысловой спектр «небесного повеления» представлений о некоем импульсе, посредством которого Небо наделяет вещи определенными свойствами, – о «предопределении». Это проявилось уже в раннеконфуцианских трактовках бинома «тянь мин», который отчетливо противостоит понятию «тянь чжи» («небесная воля») у моистов (см. МОИЗМ): мин1 у конфуцианцев не предполагает конкретного субъекта волеизъявления. Но если сам Мо Ди (5 в. до н.э.) полагал, что любая вера в «предопределение» бессмысленна, так как «парализует» человека, судьба которого на самом деле зависит лишь от его прилежания и настойчивости в выполнении познаваемой «воли Неба», то Конфуций (6–5 вв. до н.э.) считал «познание предопределения» (чжи мин) обязательным для «благородного мужа» (цзюнь цзы). Последователи Конфуция, основываясь на принципе гомоморфизма макро- и микрокосма, осмыслили возможность познания и изменения человеком собственной «[индивидуальной] природы» (син1) как возможность познания Неба и влияния на него: «Способный исчерпывающе [раскрыть] свою природу... может войти в триединство с Небом и Землей» (Чжун юн, 5–2 вв. до н.э.). Под «исчерпывающим [раскрытием]» подразумевается совершенное знание своей истинной природы и адекватное этому знанию поведение. Основополагающие для конфуцианства представления о двух видах связей между человеческой «природой» и «небесным предопределением» закреплены в Чжун юне: «Предопределяемое (мин1) Небом называется природой (син1)», а также в комментирующей части Чжоу и (Шо гуа чжуань, около 4 в. до н.э.): «До истощения [исследуются] принципы, до исчерпания [раскрывается] природа – для того чтобы дойти до конца в том, что предопределено (мин1)».

    Согласно Мэн Кэ, «если нет доводящих до конца, а нечто доходит до конца – это предопределение». Мин1 у него рационально и нефатально: «Нет ничего, что не было бы не предопределено (фэй мин), но следует воспринимать только правильное [предопределение]. Поэтому знающий предопределение не станет под нависшей [и готовой рухнуть] стеной». Субъект может «утвердить предопределение» (ли мин) либо «устранить» его (фан мин). Сюнь Куан (Сюнь-цзы, 4–3 вв. до н.э.) фактически развил эти идеи в тезисе о творческом «устроении небесного предопределения» (чжи тянь мин). Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) компромиссно признал существование двух видов «предопределения»: «великого» (да мин), которое «телесно» (ти1), т.е. природно, и «изменяющегося» (бянь мин), которое «политично» (чжэн2), т.е. подвержено социально обусловленным изменениям. Ван Чун (1 в.) истолковывал мин1 как воздействие природных («пневменных»-ци1) задатков на продолжительность жизни и возможность достичь благосостояния. Он критически изложил концепцию трех видов «предопределения»: 1) «правильное» (чжэн мин) – максимальная степень благосостояния, которой человек способен достичь при своих природных задатках; 2) «окказиональное» (суй мин) – достижение благосостояния при концентрации усилий на должном действии и бедствие в случае «подчинения чувственности и разгулу страстей» того, на кого это «предопределение» нисходит; 3) «инцидентное» (цзао мин) – когда «благие» (шань) действия приводят к пагубным последствиям из-за неизвестных человеку неблагоприятных внешних факторов. Сюнь Юэ (2 в.) выделял «три категории» (сань пинь) «небесного предопределения», связанные с качеством «природы» человека. Основываясь на положении Конфуция о неизменности высшей мудрости и низшей глупости, он определил высшую и низшую категории «предопределения» как неизменные, а среднюю поставил в зависимость от «человеческих дел» – ее можно изменить в ту или иную сторону.

    Кобзев А.И.

    Литература

    Кроль Ю.Л. Сыма Цянь – историк. М., 1970
    Древнекитайская философия, тт. 1–2. М., 1972–1972
    Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983
    Кобзев А.И. Понятийно-теоретические основы конфуцианской социальной утопии. – В кн.: Китайские социальные утопии. М., 1987
    Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990
    Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
    Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998