Содержание статьи
    Также по теме

    НИМБАРКА

    НИМБАРКА (санскр. ), cоздатель двайта-адвайта веданты («веданта двойственности и недвойственности») и основатель одной из четырех признанных традиций вишнуитской бхакти – санакади-сампрадая, проповедовавший в 13 в.

    Родиной Нимбарки, по происхождению брахмана, считается, по одной версии, Намбапура в тамильском государстве Майсур, по другой – североиндийский центр кришнаизма Матхура. Ему приписываются семь сочинений, среди которых наибольшим авторитетом пользуется комментарий к Брахма-сутрамВедантапариджатасаурабха (Аромат небесного дерева веданты) и трактат Сиддхантаратна (Драгоценность доктрины).

    Как и все основатели школы вишнуитской веданты, подвергавшие пересмотру учение Шанкары, Нимбарка задавался прежде всего вопросом о соотношении Брахмана с началами духовными – в самом существе своем сознательными (чит) и материальными (ачит). Эти три «параметра» (Брахман, гит и агит) бытия не могут быть ни вполне идентичными, ибо это противоречило бы, по Нимбарке, свидетельству ведийских текстов, ни вполне изолированными, ибо это исключало бы возможность их реального взаимодействия, и ни один из них не является хотя бы относительно нереальным (учение о Майе решительно отвергается). Брахман (Ишвара) – не безличное мировое сознание, но персонифицированное Божество, тождественное Кришне и наделенное всезнанием, всемогуществом, вездесущием и способностью быть конечной причиной сущего, которое преображается и в духовные и в материальные начала, не растворяясь ни в одном из них. Таким образом, Нимбарка дифференцирует как бы два «режима» существования Божества – статический, или самотождественный (абхеда), и динамический, или саморазделительный (бхеда), который выявляется в его энергии, действии. Подобно Раманудже Нимбарка настаивает на том, что «путь познания» неосуществим без «пути богопочитания», которое должно найти завершение в полной самоотдаче (прапатти) милости Божества. Специфику философствования Нимбарки составляют в значительной мере аналогии, приводимые им для обоснования учения о тождестве-различии. Брахман-Кришна находится в таком же отношении к началам мира, как жизненная сила-прана, реализующаяся в многообразных функциях чувственных способностей и ума-манаса, но сохраняющая при этом свою идентичность и индивидуальность. По другому известному его примеру, отчасти заимствованному из мира образов Шветашватара-упанишады, Брахмана, создающего духовные и материальные начала, но остающегося «чистым» и «полным» в славе и силе, можно уподобить пауку, который извлекает паутину из собственного тела. В среде бхактов было популярно и истолкование миросозидания как спонтанной игры (лила) вечносовершенного и всеблаженного Вишну-Хари. Приведенные аналогии, наряду с искусством в подаче материала и в диалектике, которое Нимбарка демонстрирует в полемике с адвайтистами и другими оппонентами, обеспечили ему место в «теистической» веданте.

    Учение Нимбарки было систематизировано его учеником Шринивасой, давшим комментирии на его комментарий к Брахма-сутрам. Последователи же Шринивасы – Кешава Кашмири Бхатта (16 в.), Пурушоттама Прасада (17 в.), а также Мукунда и Ванамали Мишра сохранили философию двайта-адвайты. Согласно некоторым «ведантоведам», именно учение Нимбарка о «независимом» статусе индивидуальной души, стало предтечей дуалистической веданты Мадхвы.

    См. также ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ