Содержание статьи
    Также по теме

    ПИФАГОРЕИЗМ

    ПИФАГОРЕИЗМ – одно из влиятельных течений античной мысли. Связано с деятельностью Пифагорейской школы и пифагорейцев в конце 6 в. до н.э. – сер. 4 в. до н.э., и как особый комплекс идей в рамках платонической академической традиции.

    Пифагорейская школа возникла ок. 532 до н.э. как основанное Пифагором политическое сообщество с аристократическими идеалами, ориентировавшее своих членов также на философские и научные занятия. Ключевой фигурой для истории древнего пифагореизма является Филолай, и историю школы удобно представить разделенной на ранний этап (ок. 530–430 до н.э.), до Филолая, и поздний (ок. 430–330 до н.э.), от Филолая до исчезновения школы. Древние источники перечисляют более двухсот членов пифагорейской школы, наиболее яркие представители: Алкмеон, Гиппас, Гиппон, Феодор из Кирены, Филолай, Архит. В ходе демократического движения сер. 5 в. до н.э. многие пифагорейцы были убиты, другие бежали в Грецию. Центрами пифагореизма в это время становятся Фивы, Сицилия, Тарент, были пифагорейцы и в Афинах.

    Реконструкция древнего пифагореизма опирается на источники 4 в. (Платон и платоники, Аристотель, Аристоксен, Дикеарх, Евдем и Теофраст).

    Древние пифагорейцы разрабатывали различные области знания: космогония и учение о противоположных началах (Алкмеон, Менестор и Филолай, Гиппас и Гиппон), учение о душе-гармонии (разработано Филолаем), медицина и физиология (Алкмеон, Гиппон), ботаника (Менестор, Гиппон), математика (Филолай и Архит), с которой связаны одни из самых известных достижений пифагореизма: создание дедуктивной геометрии, открытие иррациональности, построение трех правильных многогранников (куб, пирамида, додекаэдр), теория чисел. В астрономии ими установлена сферичность Земли, правильный порядок и направление движения пяти планет. На стыке гармоники и физики возникло знаменитое пифагорейское учение о «гармонии сфер»: так как всякий звук возникает от движения, пифагорейцы решили, что звук сопровождает движение в том числе и небесных тел. Находясь на разных расстояниях от Земли, планеты и звезды издают неслышимые нам гармонические звуки, высота которых пропорциональна их скорости.

    После смерти основателя школы Пифагора, его последователями он был возвеличен как герой и чудотворец, помнивший не только свои перерождения, но и жизни других; якобы он предсказывал землетрясения, останавливал моровую язву, отвращал ураганы, укрощал морские волны (см. Порфирий. Жизнь Пифагора, 29). Поздние авторы приводят сведения, согласно которым приверженцы основанной им школы до знакомства с основами учения придерживались пятилетнего обета молчания, были разделены на ученых «математиков» и слушателей «акусматиков», у них была общность имущества, а все свои открытия они приписывали Пифагору. А высшим божеством они считали священную тетрактиду («четверице»), которая выражается суммой первых четырех чисел 1 + 2 + 3 + 4 = 10. Метемпсихоз, учение о переселении души в новое тело после смерти, общий в пифагореизме с орфизмом.

    В конце 5 в. софист Анаксимандр из Милета (младший) собрал в своем Толковании пифагорейских символов традиционные максимы (Что есть море? – Слезы Кроноса. Что самое мудрое? – Число) и десятки табу (не говорить в темноте, не ходить по торным дорогам и др.). Известны запреты на захоронение в шерстяной одежде, на отдельные виды мяса и рыбы и на бобы. Традиция о \rtlch«\ltrchсимволах\rtlch»\ltrch была очень популярна, а в эпоху эллинизма подобная трактовка пифагореизма породила массу псевдэпиграфов, приписываемых Пифагору и его последователям. Эта литература, соединявшая популярную философию с пифагоризирующим платонизмом, подготовила почву для неопифагореизма (1 в. до н.э.). Неопифагорейцы считали себя преемниками древних, но их основными источниками, кроме псевдэпиграфов, был платонизм в сочетании с интересом к магии и религиозным таинствам.

    Источники: Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989; Порфирий. Жизнь Пифагора // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986; Ямвлих. Жизнь Пифагора. М., 1997.

    Мария Солопова

    Литература

    Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб, 1994