Содержание статьи
    Также по теме

    КАЗАХСКИЙ ЯЗЫК

    КАЗАХСКИЙ ЯЗЫК, один из тюркских языков, относится к кыпчакской группе. Устаревшие названия – киргиз-кайсацкий, казак-киргизский. Распространен в основном в Республике Казахстан, где является государственным, а также в других среднеазиатских государствах СНГ, в России, Иране, Афганистане, Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР и в некоторых других странах. По данным переписи 1989, число казахов, считающих родным казахский язык, на территории бывшего СССР составляло ок. 7890 тыс. человек. На территории Казахстана используется, наряду с русским, в качестве языка межнационального общения представителями проживающих в республике тюркских этносов, а также дунганами. Распространено казахско-русское двуязычие (особенно в городах).

    Четко выраженного диалектного членения в казахском языке нет. В фонетике для него характерно большое число гласных, уподобление гласных в слове (сингармонизм) по подъему и огубленности, в грамматике – обилие причастных и деепричастных конструкций. В лексике имеется весьма многочисленный слой арабо-персидских (около 15% всей лексики), монгольских и русских заимствований.

    Казахский язык сформировался в 15–16  вв. на основе языка среднеазиатских кыпчаков. Литературный казахский язык существует со второй половины 19 в.; его возникновение связано с деятельностью поэтов и просветителей Абая Кунанбаева и Ибрая Алтынсарина, а также с влиянием богатого казахского фольклора. До этого времени роль литературного играл среднеазиатский язык тюрки, оказавший определенное влияние на литературный казахский язык. Окончательная нормализация литературного казахского языка была проведена в 20 в. Письменность до 1930 существовала на арабской, в 1930–1940 на латинской основе, с 1940 – на основе русской графики с некоторыми дополнительными буквами. На казахском языке ведется преподавание в начальной и средней школе, а по некоторым специальностям (прежде всего филологическим) и в высшей школе. В начальных классах русских и русско-национальных школ Казахстана он является обязательным предметом. Школы с преподаванием на казахском языке имеются также в Узбекистане, Кыргызстане, Астраханской области Российской Федерации и др. местах.

    Первое фундаментальное исследование казахского языка принадлежало П.М.Мелиоранскому (Краткая грамматика казак-киргизского языка, 1894–1897); впоследствии важное значение имели работы М.Б.Балакаева, Х.Жубанова, К.М.Мусаева и др. исследователей.

    Литература

    Балакаев М.Б. Современный казахский язык. Синтаксис. Алма-Ата, 1959
    Современный казахский язык. Фонетика и морфология. Алма-Ата, 1962
    Махмудов Х.Х., Мусабаев Г.Г. Казахско-русский словарь. Алма-Ата, 1987
    Кайдаров А.Т. Казахский язык. – В кн.: Языки мира. Тюркские языки. М., 1997