Также по теме

ПСИХОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ

ПСИХОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ.

Зарождение психологических идей.

До 19 в. психология не была независимой научной дисциплиной, ее трудно было отделить от философии.

Процесс становления психологии как науки прошел долгий путь, он начался в глубокой древности с первых мифологических представлений о душе, объединенных названием «анимизм» (от лат. anima – душа).

Общее для анимистических представлений – это вера в то, что мир насыщен душами-призраками, обитающими в телах людей, животных, растений и даже в неодушевленных предметах. Из древнейших анимистических представлений возник гилозоизм (от греч. hyle – вещество и zoe – жизнь) – учение о всеобщей одушевленности материи: весь мир (универсум, космос) – изначально живой, наделенный способностью ощущать, запоминать и действовать. В основе гилозоизма лежал принцип монизма (все сущее – порождение единой первичной праматерии). Гилозоизм впервые «поставил» душу (психику) под общие законы природы. Этим учением утверждался непреложный и для современной науки постулат об изначальной вовлеченности психических явлений в природные процессы, о зависимости психического от материального мира.

Выдвигая общие вопросы о природе души, ее функциях, отношении к организму и макрокосму, древние мыслители внесли вклад не только в учение об основных проблемах данной области знания. Их попытки дать содержательный ответ на поставленные вопросы также не прошли бесследно, так как накопленные ими фактические сведения о деятельности человека стали отправным пунктом и предпосылкой последующей эмпирической работы.

Открытые две с половиной тысячи лет назад идеи организации (системности) Анаксагора, причинности Демокрита и закономерности Гераклита стали основой познания душевных явлений. Софисты и Сократ поставили акцент на исследовании самого человека как «меры всех вещей», заложили основу для создания техники диалога, – методики, которая впоследствии сыграет ключевую роль в психологических исследованиях мышления; Платон, родоначальник философии идеализма, обратил внимание на феномен «внутренней речи» и процесс интериоризации (от лат. internus – внутренний), впервые описал конфликт мотивов.

Многие из древних философов (Демокрит, Анаксагор, Гиппократ, Аристотель, Теофраст, Гален и др.) являлись естествоиспытателями в самом строгом смысле слова. Их суждения и гипотезы базировались на наблюдаемых фактах, на изучении организма (в доступных им пределах).

Аристотель.

Особый вклад в построение предмета психологии принадлежит Аристотелю. Вершиной античных психологических изысканий считается его трактат О душе – первое систематическое исследование по проблеме души. Впервые здесь дается исторический обзор мнений предшественников по этому вопросу. Сам Аристотель, будучи учеником Платона, отвергает идею отделенности идей от вещей, он исходит из того, что каждая вещь является единством формы и материи. Душа – форма живого органического тела, она заставляет тело осуществлять программу, заложенную в организме как цель его развития: растение стремится быть растением, животное – животным. Тело и все его органы – инструменты на службе у души, она – суть, причина и цель действий тела.

Аристотель выделял два начала души – душа как энтелехия, т.е. первопричина тела, уничтожающаяся при его разрушении, и душа как проявление божественной сущности, приходящей в тело и выходящей из него в момент смерти. Орган нахождения души в человеке – сердце.

Суммируя известные к тому времени точки зрения о функциях и проявлениях души, Аристотель дал собственное истолкование их в систематической форме в виде учений о познании, эмоциях и характере. Общие положения его систематики можно обнаружить и в современном психологическом знании (в учении о психических функциях). В учении о познании Аристотель выделяет следующие процессы – ощущение, которое происходит через уподобление воспринимаемому объекту посредством пяти органов чувств; общее чувство – восприятие общих качеств и объединение ощущений в образ. Орган общего чувства – душа.

Было выделено и три вида памяти: низшая, сохраняющая копии предметов; собственно память, присоединяющая к образам предметов временные характеристики и высшая память – воспоминание, в котором участвуют умозаключения. Из воспоминаний складывается опыт, на основании которого воображение образует представления.

Функция мышления – составление суждений на основании постижения общего в понятиях. Общее – это то, что есть всегда и везде. Орган мышления – нус – часть души, свойственна только человеку и не прикреплена ни к какому органу. Существует низшее мышление (мнение или предположение) и три вида высшего мышления: логическое, интуитивное и мудрость. Существуют два вида ума – теоретический (его задача – поиск истины о вещах), и практический, направленный на осуществление деятельности.

Чувства Аристотель рассматривал в тесной связи с общей активностью. Аффекты, считал он, сами по себе не являются ни добродетелями, ни пороками. О человеке судят по его делам, а в аффекте сказывается лишь манера поведения. Он не видел смысла в подавлении аффекта, т.к. без них невозможны и героические поступки, и наслаждение искусством. Страстям и аффектам противостоит по Аристотелю устойчивость характера, который выражает сущность человека. Аристотель ввел представление о катарсисе – очищении в страдании, которое мы испытываем при воздействии искусства трагедии.

Все действия человека бывают произвольными и непроизвольными в зависимости от того, где находится основание действия – вне субъекта или в нем самом. Волевыми являются действия на основе тщательного взвешивания мотивов и по разумному стремлению.

Аристотель дал описание душевных качеств и нравов людей в соответствии с их возрастом, социальным положением, профессией. Ученик Аристотеля Теофраст продолжает это начинание – в трактате Характеристики дает описание уже 30 характеров. Это стало началом традиции составления классификаций типов людей.

Философская мысль все более интересовалась этической составляющей человека, поиском путей к счастью.

Эпикур

(См. также ЭПИКУР) с его школой безмятежности духа, воспринимал чувства как помеху для разумного удовольствия, и призывал стремиться к достижению атараксии. Стоики, в свою очередь, насчитали 26 видов аффектов (чрезмерных движений души, связанных с неправильным представлением о вещах). Они разработали программу борьбы с аффектами: 1) не дать аффекту принять внешнее выражение; 2) не преувеличивать аффект воображением; 3) оттянуть его нарастание; 4) отвлечься; 5) разоблачить действия, на которые толкает аффект и т.д. Так были заложены основы самовоспитания – умения владеть собой и контролировать свое состояние. Наряду с отрицательным в целом отношением к аффектам, стоики отмечали существование добрых страстей: радость (разумное возбуждение), осторожность (разумное уклонение) и воля.