Содержание статьи
    Также по теме

    АФРИКАНСКИЙ РЕНЕССАНС

    АФРИКАНСКИЙ РЕНЕССАНС. Концепция «Африканского ренессанса» – ключевой элемент внешней и внутренней политики Южно-Африканской Республики на рубеже 21 в. Ее связывают с именем Табо Мбеки – президента ЮАР и лидера правящей партии Африканский национальный конгресс (АНК). В парламентской речи (май 1996) по случаю принятия новой конституции страны он отметил, что право называться африканцем не должно определяться расой, цветом кожи, полом или историческим происхождением. Этим Табо Мбеки подтвердил важнейшее положение принятого в 1955 программного документа Хартия свободы: «Южная Африка принадлежит всем, кто живет в ней – черным и белым». Официально понятие «Африканского ренессанса» было выдвинуто Т.Мбеки в 1997 в США, в г.Вирджиния, на конференции по привлечению капитала в Африку.

    Выдвижение концепции преследовало двоякую цель. С одной стороны, определялись роль и место новой ЮАР на африканском континенте, с другой, она рассматривалась в качестве новой «национальной идеи». В сентябре 1998 в Йоханнесбурге состоялась конференция с участием свыше 400 видных ученых и представителей интеллигенции из ЮАР и других африканских стран. В октябре 1998 был создан Институт африканского ренессанса (ИАР) во главе с К.Нзинго (Замбия) и штаб-квартирой в столице Ботсваны г.Габороне. Планировалось создание национальных отделений ИАР в каждой африканской стране, а также пяти региональных отделений: на Юге Африки, в Восточной, Центральной, Западной и Северной Африке. Задачами «Африканского ренессанса» были объявлены: создание демократических политических систем, обеспечивающих участие народа в управлении государством; формы этих демократий должны учитывать африканскую специфику; достижение устойчивого экономического развития, результатом которого является постоянное улучшение жизненных стандартов и качества жизни народных масс; успешная борьба против пандемии ВИЧ/СПИДа; восстановление культур Африки, поощрение художественного творчества и доступ к передовой науке и технологии.

    В 2000 парламент ЮАР принял закон об учреждении Фонда африканского ренессанса (средства для него выделяются парламентом страны), цель которого – расширение международного сотрудничества с африканскими государствами. Т.Мбеки совместно с президентом Алжира А.Бутефликой и президентом Нигерии О.Обасанджо разработали Программу Тысячелетия по партнерству ради африканского восстановления (The Millenium Partnership for the African Recovery Programme – МAP), ставшей основой для документа Новое партнерство для развития Африки (НЕПАД). Программа предлагает меры, которые должны быть приняты как самими африканскими странами, так и международным сообществом для преодоления трудностей, с которыми сталкивается африканский континент, и в целом совпадает с основными положениями концепции «Африканского ренессанса». Это разрабатывается практически одновременно с возрождением идеи африканского единства, которая реализовалась в форме создания Африканского союза (АС).

    В конце 90-х в ЮАР активно велась дискуссия по международному и культурному аспектам концепции «Африканского ренессанса», терминологии, движущим силам африканского возрождения, а также роли ЮАР в этом процессе. Ученые из ЮАР и других стран (Э.Малока, В. фан Фирен, Н.Ределинхейс и др.) считают, что положительные черты (сохранившийся коллективизм и т.д.) все же превалируют в африканской действительности. Западные политологи (Дж.Стремлау, К.Лиджем) часто называют «Африканский ренессанс» «романтическим реализмом».

    Концепция стала популярной в ЮАР, по ней проводятся конференции (Порт-Элизабет, октябрь 2003), дают ее название инвестиционным проектам и т.п. Результаты деятельности Фонда африканского ренессанса и международного сотрудничества ощутимы в сфере культурной жизни ЮАР и некоторых других стран Африки: проводятся т. н. декады Африканского ренессанса, включающие разнообразные фестивали (фестиваль новой африканской музыки «Восточно-африканский ренессанс», август 2003). Но несмотря на значительные информационно-пропагандистские усилия, «Африканский ренессанс» пока не стал в ЮАР всеохватывающей «национальной идеей». «Камнем преткновения» стоит вопрос, кого называть африканцами и африканской диаспорой. Распространение концепции за пределами страны также весьма ограничено.

    Материалы в Интернете: Speech by Deputy Presidеnt Thabo Mbeki at the United Nations University. The African Renaissanse, South Africa and the World. 9 April 1998: http://www.anc.org.za.

    Любовь Прокопенко

    Литература

    Mulembo M. Thabo Mbeki and the African Renaissance. Pretoria, Actua Press, 2000
    Problematising the African Renaissance. Pretoria, Africa Institute of South Africa, 2000
    Евроцентризм и афроцентризм накануне XXI века: африканистика в мировом контексте. М., Институт всеобщей истории РАН и ИСАА при МГУ, 2000
    Прокопенко Л.Я., Шубин В.Г. Африканский ренессанс //Африка: поиск идентичности. М.: Изд-во Института Африки РАН, 2001