Также по теме

АФРОЦЕНТРИЗМ

АФРОЦЕНТРИЗМ – расовая идеология самоутверждения людей с черным цветом кожи. Направлен на борьбу с евроцентризмом в различных сферах общественного сознания: науке, философии, религии, искусстве и поведении. Цель – реабилитация негроидной расы, самоидентификация, ценностное возвышение африканской культуры вплоть до абсолютизации культурно-исторических и расовых особенностей, представления об исключительной роли негроафриканцев в мировой истории. Сформулирована в нач. 1980-х в среде афро-американской интеллигенции.

Истоки афроцентризма.

Панафриканские идеи о историко-культурном и расовом единстве, африканской самобытности и исключительности стали развиваться во второй половине 19 в. в Америке, где уже в это время велась активная борьба против рабства (аболиционизм), расовой дискриминации, за равноправие негроафриканского населения.

Эти идеи стали ответной реакцией африканцев на притеснения со стороны «белых», пытавшихся навязать им свою религию и культуру, язык, образ жизни и стиль мышления. С ростом расового самосознания появилось стремление преодолеть «комплекс неполноценности», сформировавшийся под воздействием воспитания, образования и прочих форм и методов социально-психической обработки, в процессе которой африканцам внушали расистские стереотипы относительно их патологической отсталости, нецивилизованности, лености, инертности и неспособности к приобретению знаний. Ведь евроцентризм возник как субъективная попытка объяснить другую непохожую культуру для оправдания варварских методов колониальной политики. Чтобы начать избавляться от этих предрассудков, потребовались усилия многих афроамериканских и африканских интеллектуалов, предвосхитивших возникновение афроцентризма.

В второй половине 19 в. Э.Блайден, западноафриканский просветитель, священник, государственный деятель (был министром иностранных дел Либерии) заявил о своеобразии и уникальности африканской личности, о ее особом психическом складе. Он противопоставлял одну расу другой, при этом африканца часто ставил в ценностном отношении выше европейца. Он говорил о миролюбии африканцев, их коллективизме, духовности и связи с природой и об агрессивности, индивидуализме, материализме европейцев. Выступая против евроцентристских идей расового превосходства, Блайден доказывал существование расовых различий, причем не биологических, а психических.

Позднее, в начале 1930-х, уже в самой Африке, эти идеи об особом складе «негрской души» получили дальнейшее развитие в теории негритюда. Идеологами ее стали сенегальский поэт, философ, политик (впоследствии президент Сенегала) Л.Сенгор и выходец с острова Мартиника, поэт Э.Сезер. Негритюд стал своеобразной формой протеста против европейской цивилизации, которая проникла в Африку в обличии колонизаторов, насильно насаждавших элементы своей культуры. Появляется стремление к утверждению своих начал и отрицание европейских ценностей, противопоставление африканской идеальности европейской ущербности. Сенгор делил человечество по расовому признаку, исходя из абстрактных духовных особенностей африканцев. Негритюд особенно был популярен в 1950–1960-х. Стал идейной основой движения «Black is beautiful», когда помимо ученых и общественных деятелей в борьбу за реабилитацию своей расы включились музыканты, модельеры, актеры, учителя.

В конце 19 – нач. 20 в. в США получило популярность движение «Таскиги», возглавляемое афроамериканцем Букером Вашингтоном. Оно названо по имени города, где он основал Педагогический и промышленный институт. Вашингтон считал, что африканцы еще не созрели до постановки политических требований, сначала им необходимо заняться самообразованием. Он распространял среди них сельскохозяйственные и ремесленные знания. Овладение определенными навыками и знаниями, по его мнению, может стать доказательством полноценности «черных».

В США зародилось явление и Черного сепаратизма – комплекс представлений о том, что афроамериканцам в социальных, политических и экономических институтах следует отделиться от белых.

Появилась идея репатриации афроамериканцев в Африку как средство решения негритянской проблемы в Америке после запрещения работорговли (в начале 19 в.) и отмены рабства (1863). Так, из афроамериканских переселенцев в Африке образовалась республика Либерия (свобода). В нач. 20-х 20 в. возникло движение Маркуса Гарви «Назад в Африку». В 1930 афроамериканец Фард Мухаммед организовал сектанское религиозное движение «Нация Ислама», существующие и поныне, цель которого все та же – создать отдельную «нацию» чернокожих людей в Америке или Африке. В африканских странах в середине 20 в разгар борьбы за политическую независимость особенно актуальным стал лозунг «Африка – для африканцев».

Политическое развитие идеи расового единства получили в Панафриканском движении первой половины 20 в., направленном на решение «негритянской проблемы» в мире.

Росту расового самосознания и развития афроцентристских идей способствовали развернувшееся в 1960-х движение за гражданские права в Америке и получение политической независимости африканскими странами.