Также по теме

АФРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

АФРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА – литературные произведения, созданные авторами, живущими в странах африканского континента, в основном лежащих южнее Сахары. В африканской литературе переплелись традиции многочисленных африканских народов, соединившиеся в процессе исторического развития с культурными традициями Европы, Азии, Индии и Америки. Специфика литератур отдельных африканских государств дана в разделе «Литература» в статьях рубрики «Страны мира».

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С КУЛЬТУРАМИ ЕВРОПЫ, АЗИИ И АМЕРИКИ

Устные народные традиции.

Литературы африканских стран сформировались на основе традиций устного народного творчества в результате взаимодействия культурных традиций населяющих их народов. Фольклор Африки представляет собой мозаику разнообразных сказок, мифов, песен, басен, загадок, легенд, эпических преданий, тесно связанных с мифологией и традиционными африканскими верованиями (анимализм, фетишизм, культ предков, сил природы и др.). Он существует в тех или иных жанровых формах во всех регионах континента. Разнообразием форм отличается фольклор ЮАР (сказки зулусов, бушменов и готтентотов), Гамбии (народа фульбе), Зимбабве (шона и ндебеле), Бенина (прежде всего народа фон) и др. стран. Оригинальностью отличается фольклор нубийцев и сказки народов Южного Судана, а также у народов афар и исса (Джибути). Древнейшая повествовательная форма устного творчества африканских народов – многочисленные сказки о животных. Наиболее частыми персонажами являются черепаха (у народов игбо (ибо), йоруба, эдо), заяц (у большинства бантуязычных народов и народов Западной Африки), гиена или шакал (у сомали, готтентотов и др.), паук (у ашанти, малинке и др.). Интересно то, что в классическом варианте африканских сказок о животных отсутствует элемент морализации.

Еще в колониальный период была осуществлена запись зулусских и бушменских сказок, в 1891 в Анголе издана книга Народная мудрость в ангольских пословицах местного писателя и фольклориста Ж.Диаша Кордейру да Маты, была сделана также запись фольклора народа эве (Того). В 1990-е в Джибути были изданы несколько сборников легенд и сказок местных народов на французском, афарском и сомалийском языках. Интерес вызывает тот факт, что возвращение некоторых произведений устного творчества, например, сказок народов банту в ЮАР, происходит в процессе обратного перевода с английского языка или языка африкаанс. Это стало возможным благодаря тщательным записям фольклора и изданию книг, сделанных путешественниками и христианскими миссионерами в 17–18 вв.

Основой африканских литератур также стали эпические повествования о деяниях исторических или мифических лиц, подвиги которых объясняются покровительством сверхъестественных сил – эпические сказания Силамака и Пуллори Фульбе и Сундьята Мандинго (Мали), Предание о Мвиндо Ньянга (Центральная Африка). В 1975 английский африканист Гордон Иннес издал три двуязычных текста (на английском и языке мандинка) эпоса древнего государства Мали под названием Сундьята. Поэтические сказания Судана датированы 10 в. н.э.

Национальные литературы многих западноафриканских стран (Бенина, Гамбии, Нигера, Сенегала) сформировались и тесно связаны с искусством гриотов (общее название профессиональных сказителей и музыкантов-певцов в Западной Африке). У разных народов им даны свои имена: например в Гамбии, у мандинго их называют джали, у фульбе – гауло, а у волоф – гевел. В наши дни выступления гриотов Мансура Сек (Сенегал), Келефа Сане (Гамбия), Дана Гурму (Нигер) записываются на компакт-диски, с их участием снимаются видеоклипы.

Письменные литературные памятники.

Во многих государствах Африки письменность на языках местных народов стала формироваться только после получения независимости. В Того до нач. 1980-х письменность была только у народа эве. В Гамбии письменность народа фульбе, основанная на базе арабского и латинского алфавитов, была создана намного раньше, чем у других местных народов. Однако в ряде стран история письменности исчисляется столетиями. Эфиопская литература на древнеэфиопском языке геэз зародилась в 4–7 вв. в период расцвета царства Аксум. Высокого развития достигла литература в малийских городах Гао, Дженне и Томбукту государства Сонгай. Известный путешественник Лев Африканский (настоящее имя – аль-Хасан ибн Мухаммад аль-Ваззан аз-Заййати аль-Фаси) в своем труде Описание Африки и достопримечательностей, которые в ней есть (1526) писал о г.Томбукту: «В этом городе самой прибыльной является торговля книгами». В Судане сохранились т.н. Сеннарские хроники (повествования о султанате Сеннар 16–19 вв., автором одного из наиболее известных вариантов хроник был Ахмед Катиб аш-Шун), а также биографический словарь мусульманских святых, поэтов и улемов под названием Табакат (Ступени), написанный Мухаммедом вад Дайфаллахом аль-Джаали.

На появление и развитие письменности и литературы во многих африканских государствах большое влияние оказало распространение ислама. И это относится не только к странам Северной Африки (Алжир, Египет, Марокко, Тунис и др.), в которых литература развивалась, как часть общей арабской культуры. До кон. 19 в. литература Танзании на языке суахили записывалась арабской графикой. Во второй пол. 19 в. литература Судана (в основном, поэзия) развивалась как часть арабской литературы. Большое влияние на ее становление оказала литература Египта. Литература Чада в колониальный период также развивалась на арабском языке. Письменность многих стран Западной Африки появилась и сформировалась именно благодаря распространению исламской письменной культуры. Литература Мали, например, основана, помимо богатых традиций устного народного творчества, на исторических хрониках 16–17 вв. (наиболее известные авторы – Махмуд Кати и ас-Сиди) и литературе религиозного характера, написанной на арабском языке. Первые письменные памятники Мадагаскара – исторические хроники «сурабэ» (12 в.) – записаны на малагасийском языке также с помощью арабской графики.

Появление письменности во многих странах Африки произошло в колониальный период. Распространение европейских языков в качестве средства широкого межэтнического общения, появление интеллигенции способствовали формированию современных национальных литератур. Письменность на африканских языках в ЮАР (на базе латинского алфавита) была введена во второй половине 19 в. В колониальный период в процессе проникновения в Африку европейцев и христианства получили широкое распространение религиозные тексты. Зарождение литературы на африканских языках в Намибии связано с именем миссионера М.Раутанена, который изобрел письменность на языке ндонга и перевел на него текст Библии. Зарождение национальной литературы на местных языках, письменность которых была разработана на основе латинского алфавита, в Зимбабве началось в кон. 1950-х., Мали (за исключением языка фульбе) – в кон. 1960-х, алфавит местных языков Чада (на основе арабских и латинских графических знаков) был создан в 1976. Произведения же на креольском наречии на о.Реюньон («заморский департамент» Франции в Индийском океане) стали издаваться только в 1990-е.

Литературные жанры.

Роман.

Литературы стран Африки отличаются разнообразием жанров, которые постоянно развиваются и видоизменяются. Первые произведения романистики появились в англоязычных африканских странах, прежде всего в Южной Африке (кон. 19 в.). Роман Африканская ферма писательницы Олив Шрейнер, опубликованный в 1883, был одним из первых крупных литературных произведений. Наиболее значительными произведениями в литературе Зимбабве нач. 20 в. стали романы Печальная земля (1911) и Страна прибрежных деревьев (1913) А.Ш.Крипса, выступавшего в защиту прав коренного населения страны. Романы Дорис Лессинг (Зимбабве) Трава поет (1950), Марта Квест (1952) и др. принесли автору мировую известность. Авторы первых романов в литературах Юга Африки были представителями европейской расы.

Одним из первых крупных национальных произведений в прозе Нигерии считается роман Люди города (1954) Сиприана Эквенси. В остальных странах Африки первые романы начали появляться на английском языке после получения независимости (Гана, Замбия, Кения, Танзания и др.). В кон. 1960-х в Танзании изданы романы Смерть под солнцем (1968) П.Паланчьо, Деревня на пути к свободе (1969) Г.Рухумбики. В Замбии в 1970 были изданы романы замбийских авторов Андреа Масийе (Перед рассветом), Гидеона Пири (Дрожь в кончиках пальцев), а также первый исторический роман Меж двух миров Грива Сибале. Автор первого суданского романа (Сезон паломничества на север, 1969) – ат-Тайиб Салих.