Содержание статьи
    Также по теме

    ЯРОСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ МУДРЫЙ

    ЯРОСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ МУДРЫЙ (ок. 978–1054) (христианское имя Георгий или Юрий) (в Новгороде во время наместничества – Правосуд, в скандинавских сагах – Ярислейф Скупой) – великий князь киевский (с 1019), крупный государственный деятель и полководец, второй сын киевского князя Владимира Красное Солнышко и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны.

    Летопись сообщает, что в детстве он перенес паралич ног, от которого на всю жизнь осталась хромота, которая не мешала ему быть физически сильным. Девятилетним мальчиком был отправлен отцом княжить в Ростов, позднее им же был переведен в Новгород. Как удельный князь уплачивал Киеву (пока не стал великим князем киевским) ежегодную дань в 2 тыс. гривен серебра. В 1014 отказался от уплаты дани и сделал попытку отделиться от отца и Киева. Князь Владимир начал готовить войско. Ярослав, узнав о приготовлениях отца, нанял варягов, чтобы с их помощью дать отпор, но великий князь неожиданно умер. Власть в Киеве захватил пасынок Владимира Святополк. Опасаясь соперничества родных детей великого князя – Бориса, Глеба и других, Святополк прежде всего подослал убийц к первым претендентам на стол в Киеве – Борису и Глебу, за что получил прозвище Окаянный.

    Сестра Ярослава Предслава предупредила, что Святополк собирается устранить и его. Собрав тысячу варягов и три тысячи новгородцев, Ярослав пошел на Киев. После трехмесячного противостояния он сошелся со Святополком под Любечем в 1016. После активной атаки новгородцев разбитый наголову Святополк бежал в Польшу к тестю – королю Болеславу I Храброму, а Ярослав занял киевский стол.

    В 1018 Болеслав вместе со Святополком изгнал Ярослава из Киева. Ярослав бежал в Новгород и хотел «бежать дальше за море», но новогородцы, порубив его ладьи, обещали поддержку в борьбе за Киев. Собрав денег, они снова наняли варягов и второй раз пошли на Святополка. После победы над ним в битве на Альте в 1019 Ярослав окончательно утвердился в Киеве.

    В 1021 Ярослав начал безуспешную борьбу с полоцким князем Брячиславом, которому вынужден был отдать города Усвят и Витебск. В 1024 уступил Мстиславу Удалому часть земель к востоку от Днепра. Через несколько лет Ярослав попытался расширять границы своего княжества на север и северо-запад и к 1030–1031 вернул часть земель, захваченных поляками. Тогда же он утвердил свою власть по западному берегу Чудского озера в борьбе с племенем чудь.

    После смерти Мстислава тмутараканского в 1036 Ярослав овладел всей Северской землей, добившись относительного единства государства. Укрепив оборону от набегов печенегов по реке Рось, в 1036 разбил их, после чего набеги печенегов на русскую землю практически прекратились.

    К 1037 Ярослав объединил в своих руках почти всю территорию древнерусского государства. Хотя воевать он, по словам летописца, не любил, в 1038 все-таки «ходил войной» на ятвигов, в 1040 – на Литву, в 1042 – на южную Финляндию. В 1043–1046 вел войну с Византией.

    Немало сделал Ярослав для укрепления международного положения Древней Руси и связей с Западной Европой, используя династические браки членов своей семьи. На его сестре Доброгневе был женат польский князь Казимир; сын Ярослава Изяслав взял в жены сестру польского короля Казимира, другой сын – Всеволод – был женат на греческой царевне, еще двое его сыновей – на немецких княжнах. Норвежский король Гаральд заключил брачный союз с дочерью Ярослава Елизаветой, венгерский король Андрей – с его дочерью Анастасией, французский король Генрих I был женат на третей дочери – Анне Ярославне.

    Важным шагом в духовной и политической жизни Киевского княжества было последовательное стремление Ярослава освободиться от опеки Византии в церковных делах. В 1051 при Ярославе на киевскую митрополию был поставлен не греческий, но русский митрополит по имени Иларион – блестящий оратор, автор известного Слова о законе и благодати (1037–1050). Это произведение утверждало равенство всех народов и прославлявший Русскую землю, которая, по мнению его автора, должна была быть «ведома и слышима есть всеми концы земля».

    При Ярославе Киев стал большим торгово-ремесленным, административным и культурным центром. Здесь велось активное церковное строительство, предполагавшее превратить столицу древнерусского государства в новый центр восточного христианства, соперницу Константинополя. В Киеве был возведен в камне по византийскому образцу Софийский собор, ставший резиденцией митрополита, а также «Золотые ворота», церковь Благовещенья святой Богородицы, монастыри святого Георгия и святой Ирины. Внутренние стены Софийского собора были украшены фресками, на одной из которых шествовали со свечами в руках – Ярослав, его жена – дочь шведского короля Олафа Ингигерда (получившая при крещении имя Ирина) – образованная женщина, содействовавшая его реформам, прекрасная воспитательница их детей, а также (в белых покрывалах) все четыре «Ярославны», будущие легендарные королевы западных стран. Композиция на северной лестнице изображала три женские фигуры – выходивших из своего дворца княгиню Ирину со служанками. Третья композиция представляла сидящего в кресле князя Ярослава, возле которого стоят два воина со щитами.

    Значительная часть Киева при Ярославе была обнесена высокими валами, протяженностью в 3,5 км, высотой 14 и шириной 16–18 м. С именем этого князя связывают основание в 1024 на северо-востоке города Ярославля, который он назвал своим языческим именем. Существует легенда, что еще в 1011, когда он, будучи ростовским князем, «крестил Волгу», жители урочища Медвежий угол выпустили против него Медведицу. Князь якобы победил ее секирой (изображение этой секиры в лапах медведя – герб города Ярославля). На западе в 1031 Ярослав основал город Юрьев и назвал его своим христианским именем; теперь – город Тарту).

    В годы правления Ярослава в Киевской Руси стала интенсивно развиваться книгописная и переводческая деятельность византийских и иных книг на русский язык. Современники отмечали, что Ярослав был начитанным в богослужебных книгах человеком, владел большой личной библиотекой, заботился о распространении грамотности, организовывал школы и училища для детей. Со времени Ярослава стал утверждаться обычай обучать детей грамоте; с этой целью наиболее смышленых ребятишек «собирали по всей земле». Большую роль в становлении русской книжности и летописания стали играть первые русские монастыри, в их числе Киево-Печерский. 

    Ярослав, по словам летописца, считал книги «реками, способными напоить мудростью». Он собирал и записывал старинные обычаи, связанные с законодательством славян. С его именем связана древнейшая часть первого свода русских законов – Русская Правда (так называемая Правда Ярослава или Древнейшая Правда. Составленная около 1016 Русская Правда уходила своими корнями в обычное право восточных славян. В Киево-Печерском монастыре при Ярославе иноком Никоном начал составляться летописный свод, завершившийся после смерти Ярослава в 1073. При жизни Ярослава многие из прежних законов, которых придерживались потомки, были сохранены, другие – изменены. Новый летописный свод, созданный окружением Ярослава, отразил сложную, богатую событиями и сильными характерами людей жизнь древнерусского государства.

    Ярослав скончался в Киеве 20 февраля 1054; он погребен в сохранившемся до нашего времени мраморном гробу в Софийском соборе. Завещая Киев старшему сыну Изяславу, Ярослав призвал сыновей жить в мире и дружбе, слушаясь старшего брата. После его смерти Древнерусское государство было разделено между его пятью сыновьями.

    Наметившаяся политическая раздробленность государства становилась все более очевидной, в истории страны начинался период феодальной раздробленности, приостановленный на несколько десятилетий правлением Владимира Мономаха и его наследника Мстислава.

    Группа российских антропологов во главе с М.М.Герасимовым, вскрыв гробницу Ярослава Мудрого, воссоздала его облик.

    Имеется художественное изображение Ярослава Мудрого (авторы – российские скульпторы М.О.Микешин и И.Н.Шредер). В постсоветское время принято решение награждать отличившихся служением России государственных чиновников орденом имени Ярослава Мудрого.

    Лев Пушкарев

    Литература

    Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953
    Соловьев С.М. История России с древнейших времен, кн. 1, т. 1 – Соловьев С.М. Сочинения, М., 1958
    Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. М., 1964
    Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. М., 2001