Содержание статьи
    Также по теме

    БРЕННА, ВИНЧЕНЦО

    БРЕННА, ВИНЧЕНЦО (Викентий Францевич) (Brenna, Vincenzo) (1747–1818/20) архитектор и художник-декоратор; по происхождению итальянец, много работал в России. Мастер переходного периода, сочетавший черты классицизма и позднего барокко с веяниями романтизма.

    Родился в 1747 во Флоренции. В 1766–1768 учился в Риме в мастерской живописца Стефано Поцци. Тогда же познакомился с Дж. Кваренги, которого можно считать главным наставником В. Бренны в области архитектуры. С 1776 выполнял обмеры античных памятников Рима для польского аристократа С.Потоцкого. В 1780–1783 работал в Польше, где выполнил отделку дворца А.Чарторыйского в Наталине, его же замка в Ланьцуте, дворца Красиньских в Варшаве (не сохранился). В 1782 познакомился с цесаревичем Павлом Петровичем (будущим императором Павлом I) и в 1783 прибыл по его приглашению в Россию.

    Служил при дворе цесаревича в Павловске, первоначально расписывая плафоны дворца, возведенного в 1786–1794 в основном по проекту Ч.Камерона. С 1789 руководил и строительством в целом; надстроил галереи дворца, сделав их 2-этажными и удлинив. После воцарения Павла I (1796) Бренна стал первым архитектором двора. В Павловске он значительно перепланировал интерьеры залов центрального корпуса: Туалетную и Фрейлинскую комнаты, Картинную галерею, Третий проходной кабинет, Большой (или Тронный) зал, а также следующие далее Оркестровую и Буфетную, Кавалерский (или Антиковый) зал. В 1801 отделочные работы здесь завершились. В сопоставлении с изысканным палладианством Камерона манера Бренны выглядит несколько тяжеловесной и порою (в интерьерах) перегруженной орнаментами, однако в целом дворец стал замечательным памятником русского классицизма. Попутно создавался Павловский парк, продолжая планировку которого Бренна сочетал пейзажный принцип с регулярным, а криволинейные дорожки – с прямыми аллеями. Среди разнообразных сооружений парка, связанных с его именем, выделяются Большой каскад, амфитеатр, Пиль-башня (купальня; 1795–1797), а также осуществленные им по планам Камерона крепость Бип, имитирующая рыцарский замок (1795–1798) и Круглый зал (музыкальный салон; 1799).

    В начале 1790-х зодчего привлекли к строительству в Гатчине, где он в 1796–1800 перепланировал и расширил главный дворцовый корпус, уделив, как обычно, большое внимание отделке интерьеров (Белого зала, Мраморной столовой, Тронного зала, Малиновой гостиной и др.). Он также провел масштабные работы в местном пейзажном парке, где под его руководством были разбиты Верхний и Нижний голландские сады (1794–1795), создан искусственный Остров любви на Белом озере с павильонами Венеры и Орла, выстроена Большая терраса (1792–1795), Лесная оранжерея (1794–1796), Березовые, Адмиралтейские и Сильвийские ворота (1794–1798).

    Вершиной творчества мастера стал ансамбль Михайловского (Инженерного) замка (1797–1800), главным фасадом обращенного к Мойке, в сторону Летнего сада, а боковым к Фонтанке. Здание представляет собой в целом симметричную композицию, но ни один фасад замкнутого в плане замка не повторяет другой, к тому же с внешних сторон угловые части эффектно скруглены, а в центре расположен восьмигранный двор, – подобная композиционная динамика наглядно свидетельствуют о продолжении принципов барокко. Собственно, во многих творениях Бренны принципы классицизма и барокко превращаются в равновеликие категории, что предвосхищает разностильность романтического историзма. Характерны в этом плане и залы замка (Белый или Воскресенский, Арабесковый, галерея Лаокоона, Мраморная галерея или Георгиевский зал, галерея Рафаэля и др.), каждый из которых решен в своем стиле – от античности до ренессанса. В период строительства Михайловского замка Бренна также занимался оформлением интерьеров Зимнего, Таврического, Каменноостровского и Мраморного дворцов, а также провел капитальный ремонт Эрмитажного театра

    В 1798–1799 Бренна создал Румянцевский обелиск в ознаменование побед в русско-турецкой войне 1768–1773 (первоначально расположенный на Марсовом поле, позднее обелиск был перенесен в сквер у здания Академии художеств). После смерти Павла I зодчий в 1802 уехал во Францию и больше уже не занимался архитектурой; с 1808 жил в Германии. Скончался в Дрездене ок. 1818–1820.

    Нина Байор

    Литература

    Шуйский В.К. В. Бренна. Л., 1986