Содержание статьи
    Также по теме

    ДИОР, КРИСТИАН

    ДИОР, КРИСТИАН (Dior, Christian) (1905–1957), французский дизайнер, один из законодателей моды середины 20 в.

    Родился в Гранвиле (Нормандия) 21 января 1905. В 1911 семья переехала в Париж. Получив домашнее образование, первоначально готовился к дипломатической карьере. Как художник был практически самоучкой. В 1928 открыл арт-галерею, но в 1932 она обанкротилась. В том же году посетил СССР. С 1935 публиковал свои рисунки мод в еженедельнике «Фигаро Иллюстре». Работал в качестве копировщика-моделиста, а затем модельера у известных парижских кутюрье Р.Пиге (с 1938) и Л.Лелонга (с 1941).

    В 1942 создал парфюмерную лабораторию (выросшую затем в фирму «К.Диор Парфюм»), а в 1946 при поддержке бизнесмена М.Буассака (занявшего в ту пору монопольные позиции в текстильной индустрии Франции) открыл собственный дом моды в Париже. Вскоре произвел фурор коллекциями моделей в стиле, названном в прессе «New Look» («Новый облик»). Это был радикальный поворот к подчеркнуто-романтичной женственности (отчасти в духе довоенной «прекрасной эпохи») – с доминирующими линиями «венчик цветка» («Corolle», первая из тогдашних серий, созданных по эскизам Диора, 1947-48) и «восьмерка», которые обыгрывали формы тела гибко и без всякого геометризма. В число примет «нового облика» вошли макси-юбки почти до щиколотки (узкие, либо, напротив, широкие и пышные), маленькие, неподбитые плечи, «рукава-кимоно», тонкие «осиные» талии, высокие каблуки, контрастно-эффектные аксессуары. Попутно дом Диора (занимаясь и мужской одеждой) учредил систему продажи лицензий на чулки, галстуки и прочие аксессуары, – усвоенная другими домами, эта система способствовала превращению высокой моды из частного артистического занятия в мощную транснациональную индустрию.

    Диор явился также пионером активного синтеза haute couture («высокой моды») и сценографии: был художником по костюмам в нескольких спектаклях (Школа злословия по Р.Шеридану в Театре де Матюрин, 1940; ряд постановок Р.Пети, 1950-е годы) и кинофильмах (режиссеров К.Отан-Лара, А.Хичкока и др.). Создавал сценические туалеты для таких звезд эстрады и киноэкрана, как Э.Пиаф, М.Дитрих и Г.Свенсон. В 1954, когда изделия в духе «нового облика» слишком плотно вошли в быт и приелись, выдвинул новые концепции: «линию H» (иронически обозначенную в прессе как «облик мешка», «Sack Look»), со свободным поясом, отмечающим заниженную талию, и туникообразным покроем фактурных тканей, почти прикрывающих узкую юбку, а в 1955 – контрастную по отношению к ней «линию Y», с подплечниками и основным объемом платья в виде большого треугольника.

    Опубликовал книги Я – кутюрье (Je suis couturier, 1951) и К.Диор и я (Сhr.Dior et moi, 1956).

    Умер Диор в Монтекатини-Терме (Италия, Тоскана) 24 октября 1957. В его фамильном доме в Гранвиле ныне существует Музей К.Диора.

     IGDA     ПЛАТЬЕ, весна 1948. Дизайнер Кристиан Диор

    Литература

    Горбачева Л.М. Костюм 20 века. М., 1996
    Зелинг Ш. Мода: век модельеров. 1900 – 1999. Б/м, 1999