Также по теме

ФРАНЦУЗСКАЯ КЕРАМИКА

ФРАНЦУЗСКАЯ КЕРАМИКА. Керамика (греч. keramike – гончарное искусствo, от keramos – глина) – наименование любых бытовых или художественных изделий, выполненных из глины или содержащих глину смесей, обожженных в печи или высушенных на солнце. К керамике относятся гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор. Любой предмет, сформованный из природной глины и закрепленный сушкой на солнце или обжигом, считается гончарным изделием. Фарфор представляет собой особый вид гончарного изделия. Изготовление гончарных изделий – древнее искусство, в большинстве культур предшествующее металлургии или даже ткачеству. Фарфор, однако, представляет собой значительно более позднее изобретение; впервые он появился в Китае ок. 600 н.э., а в Европе – в 18 в.

Глиняные изделия.

Французы называли итальянские изделия, покрытые оловянной поливой, «email de terre» (керамическая эмаль), поскольку с ними могли конкурировать только лиможские эмали. Однако после 16 в. замечательные французские гончары фактически превзошли итальянцев. Французские средневековые изделия почти не отличались от продукции других стран Европы. В конце 15 в. в Авиньоне, Бове и Совиньи появилась великолепная, покрытая белым ангобом керамика. Она имела хорошие пропорции и украшалась серо-голубым рельефным декором, но никогда не достигала художественных эффектов итальянской майолики.

С конца 14 в. для производства изразцов для отделки французских дворцов и церквей нанимались итальянские и испанские гончары. В 1391 герцог Бургундский послал за итальянскими мастерами с тем, чтобы они изготовили расписные изразцы для его дворцов в Эдене, Appace и Пуатье. В 16 в. Франциск I нанял итальянцев для перестройки Фонтенбло; это принято считать началом французского Ренессанса. В конце того же столетия Лодовико Гонзага Мантуанский стал герцогом Неверским, и итальянские керамисты сопровождали его во Францию. Мастера Гамбен и Тардессир из Фаэнцы работали в Лионе в 1556. Квалифицированные французские керамисты, особенно Бернар Палисси, изучили и стали широко использовать итальянские методы.

Работы Палисси и Анри Дё считаются самыми замечательными произведениями керамического искусства Франции 16 в. Изделия Анри Дё сформованы из темно-желтой трубочной глины, имеют сложную композицию и орнаментированы узорами из переплетающихся полос, инкрустированных желтой, рыжевато-коричневой или синей глиной. Покрытые свинцовой глазурью канделябры, солонки, чашки, кружки, блюда и бокалы для святой воды в целом соответствовали вкусу того времени, однако часто бывали излишне вычурными.

Большинство изделий Палисси украшены так же необычно, но более натуралистическими мотивами: ранние произведения – гротескными изображениями русалок, ящериц, улиток, листьев, танцоров и насекомых, а более поздние – теми же сюжетами, осмысленными в классическом духе. Все они отличаются высококачественной глазурью и непривычными цветовыми сочетаниями.

На протяжении пятидесяти лет после смерти Палисси в 1589 в роскошной французской керамике продолжали отражаться итальянские влияния. В 1632 семья итальянских керамистов в Невере изготавливала керамику (иногда полихромную, иногда сине-белую), напоминающую позднюю итальянскую майолику. К 1632 в Невере работали четыре керамические мануфактуры; немного позднее декор в «персидском вкусе», непохожий на рисунки лиможских эмалей, вытеснил итальянскую манеру. На неверских имитациях фаянса Дельфта, Руана и Мустье появилась белая роспись со штрихами позолоты по синей глазури, белый декор по желтой глазури, к которому нередко сверху добавлялся синий, и полихромный декор по белой оловянной поливе.

В Руане керамическое производство существовало не так долго, как в Невере. Однако некоторое время в середине 16 в. Массео Абакен и другие гончары изготавливали для замков Луары изразцы, напоминающие итальянский фаянс. Затем, вплоть до 1644, в Руане не возобновлялось сколько-нибудь значительное производство, пока Никола Пуарель, Сир де Гранваль, не получил привилегии на изготовление фаянса для всей Нормандии. Он продал эту привилегию Эдме Потрá и его сыну Луи, которые превратили Руан в новый центр производства замечательного французского фаянса. Они изготавливали необычно крупные изделия, отличавшиеся ярким красным цветом, и, кроме того, пытались имитировать китайский фарфор. Из этих экспериментов возникла французская «мягкая паста».

В 1709 король Людовик XIV приказал конфисковать все столовое серебро. Вследствие этого фаянсовые сервизы стали пользоваться таким огромным спросом, что вызвали к жизни массовое производство продукции со стереотипным декором. В росписи этих изделий фигуративные изображения были вытеснены ламбрекенами (орнаментальный мотив барокко) и фестонами, окаймлявшими края тарелок и блюд, в центре которых помещалось изображение корзины цветов или что-либо подобное, – мотивы, типичные для нового, строго симметричного стиля, далекого от натуры.

Эта руанская фаянсовая посуда иллюстрируют основную тенденцию французского декоративного искусства начала 18 в. Ткани, кованые металлические решетки, переплеты, инкрустированная мебель и керамика благодаря использованию общих для всех этих видов декоративно-прикладного искусства мотивов стали тесно связаны между собой одним стилем и общей художественной концепцией. Нормандская керамика особенно широко заимствовала орнаментальные мотивы (в основном рисунки ламбрекенов и фестонов) из гравюры и родственных ей видов искусства и почти полностью исключила природу как источник вдохновения. В двадцатые годы 18 в. керамист Гийибо ввел в употребление восточные декоративные мотивы, а позднее стал использовать некоторые орнаментальные композиции, например рог изобилия, из рисунков Ватто, Буше и Пиллемана.

К 1722 в Руане работало одиннадцать фаянсовых мануфактур, нарушивших монополию Потрá, а к 1786 их число увеличилось до восемнадцати фабрик, на которых трудилось около 1200 рабочих; в результате руанское производство затмило даже Париж. Однако мода на фаянс неожиданно сменилась увлечением английскими керамическими изделиями, и к 1807 остались лишь четыре фабрики, подражавшие английским образцам.

Успех Руана стал причиной учреждения фаянсовых мануфактур по всей Франции. Мануфактура в Сен-Клу получила заказ на обеспечение сервизами королевских дворцов. В конце концов это привело к появлению всемирно известного мягкого фарфора. В Мустье фабрики изготавливали фаянс еще в 1679. Поначалу они имитировали итальянскую майолику, но позднее их собственному прекрасному стилю стали подражать фаянсовые мануфактуры Южной Франции.

Одним из наиболее значительных центров керамического производства был Страсбург, где в 1720 на небольшой фабрике работал Шарль Франсуа Ханнонг из Маастрихта. В следующем году он уже владел этой фабрикой, которая в 1732 перешла к его сыновьям. Ханнонги имитировали сине-белый руанский фаянс и, кроме того, применяли технику многоцветного «индийского» декора и украшали изделия множеством великолепно раскрашенных цветочных узоров. Эта фабрика прославилась уникальным малиновым цветом своих изделий. Роспись наносили поверх оловянной глазури и повторно обжигали в муфельной печи, работающей в условиях очень низких температур; в результате получались изделия, напоминавшие расписной фарфор, и в конце концов этот метод вытеснил более раннюю технику фаянсовой подглазурной росписи. Позднее Пауль Ханнонг экспериментировал с фарфором, соперничая с королевской фарфоровой фабрикой в Венсенне. Фабрики в Нидервиллере, Люневиле, Со, Марселе, Сенсени и Лилле имитировали технику изготовления фаянса, разработанную Ханнонгами.

В 1786 импортная английская керамика, называвшаяся «тонким фаянсом», была принята средним классом с таким восторгом, что это побудило французских фабрикантов добавлять к глине каолин и смешивать ее с кварцевым щебнем. В результате этой отчаянной попытки имитировать английскую посуду получились белые керамические изделия, которые даже не нуждались в оловянной глазури. Их можно было украшать рисунками, отпечатанными с медных пластин, или росписью, с последующим обжигом. В качестве топлива применяли уголь, а не дрова. Производство этой керамики было намного более экономичным, чем технология фаянса; такая керамика изготавливалась в Дуэ. К 1800 производство фаянса значительно сократилось, поскольку богатая новая аристократия предпочитала фарфор.