Содержание статьи

    КАРТИНА

    КАРТИНА в изобразительном искусстве. Этот термин в изобразительном искусстве имеет два значения: широкое и узкое. В широком смысле картина обозначает произведение любого жанра (портрет, пейзаж, натюрморт и др.), относящееся к станковому искусству. В отличие от монументального искусства картина в живописи и графике имеет самостоятельное значение, свободна от прямых утилитарных функций. Она не предназначена для вхождения в ансамбль в качестве его неотъемлемой составной части. Картина рассматривается обособленно от окружения, ее смысл не меняется в зависимости от места, где она помещена.

    Картина имеет раму-кадр – границу по периметру. В живописи она, как правило, оформляется в материале (дереве, гипсе, металле и др.). Назначение рамы – отделить изображенное в картине от окружения, сосредоточить внимание зрителя на композиции, придать ей дополнительную цельность и законченность. Рама-кадр (и соответственно рама) имеет разнообразную форму, которая называется форматом. Наиболее распространен прямоугольный формат, но встречаются и квадратные, круглые, овальные и др. Характер формата влияет на эстетическое впечатление от картины.

    В структуре картины кроме рамы-кадра и формата следует различать два основных уровня: конструкцию и композицию. Конструкция связана с понятием веса. Вес в картине – это не физическое, а психологическое явление. Оно представляет из себя степень (силу) психо-физиологического воздействия на зрителя того или иного компонента картинного поля как содержательного (смыслового) так и формального. Вес – это психо-физиологический акцент, «ударение». Конструкция – это структура картины, рассмотренная с точки зрения весовых соотношений элементов.

    Вес имеют не только изображенные фигуры, действия, события и т.п., но и формальные компоненты, или элементы. К ним относятся плоскость, фактурные элементы (холст, полотно, бумага, картон, мазок, штрих и др.), пространственные координаты (вертикаль, горизонталь, диагонали), местоположения (центр, периферия, верх, низ, правое, левое, передний план и задний и др.), направления, или вектора, ракурсы (вверх, вниз, влево, вправо, вперед и назад, по диагонали, по кругу и др.), выразительные средства (линия, свет, тень, светотень, цвет, колорит, пятно и др.) геометрические образы (круг, треугольник и др.) и сложные геометрические построения (перспектива и др.).

    Различные формальные характеристики влияют на вес элементов. Элемент, находящийся в центре картины, весит меньше, чем элемент у края картины. Верх тяжелее низа, правое тяжелее левого. Чем дальше расположен элемент от зрителя, тем он тяжелее. Вес зависит от размеров. Предмет большего размера выглядит тяжелее. Красный цвет тяжелее голубого, яркие тяжелее, чем темные. Чтобы взаимно уравновесить друг друга, площадь черного пространства должна быть большей, чем площадь белого пространства. Чувству веса содействует изоляция объекта от его окружения. На вес оказывает влияние направление и форма элементов. Например, правильная форма выглядит тяжелее, чем неправильная. Вертикально направленные формы кажутся тяжелее, чем наклоненные.

    Кроме формальных характеристик на вес элементов оказывает влияние внутренний интерес зрителя, во многом зависящий от содержания (смысла) элементов (фигур, событий и пр.).

    Уравновешенность, равновесие конструкции – один из фундаментальных принципов полноценной картины в изобразительном искусстве. Если равновесия нет, картина «разваливается». В картине Рафаэля Сикстинская мадонна, если на нее посмотреть в зеркале, правая сторона оказывается тяжелее, ибо фигуры из левой части оказались в более тяжелой правой. В результате эстетическое впечатление совсем иное, отрицательное.

    В отличие от конструкции композиция картины связана с понятием значения, символа или ценности – нравственной, религиозной и др. Значения присущи не только содержательным элементам картины, но и ее формальным компонентам.

    Пространственное поле картины – и реальное, плоское и иллюзорное, объемное – отображает ценностные свойства пространства, в котором протекает реальный опыт человека, основы которого закладываются уже в детстве. Этот опыт говорит, что, например, такие пространственные характеристики как «верх», «правое» и «впереди» ассоциируются с положительными ценностями (здоровьем, добром, священным и др.), а «низ», «левое» и «сзади» – с отрицательными (болезнь, зло, безобразное, богохульное и др.).