Содержание статьи
    Также по теме

    ИСКУССТВО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ

    ИСКУССТВО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ – специфический вид художественного творчества, создание зрительно воспринимаемых фиксированных рукотворных художественных форм; родовое понятие, объединяющее различные виды живописи, графики и скульптуры.

    Термин «изобразительное искусство», соответствующий немецкому bildende Kunst, вытеснил употреблявшийся ранее менее определенный «пластические искусства» (фр. arts plastiques), в русском языке соотносимый также с архитектурой и танцем.

    Изобразительное искусство с момента его становления в верхнем палеолите около 30 тысячелетий назад неоднократно претерпевает глубокие структурные изменения. Начало дописьменного периода – самого продолжительного цикла в истории изобразительного искусства – отмечено появлением знаковых, схематических и миметических (натуралистических) живописных и скульптурных образов – дописьменных форм искусства.

    Морфологические и функциональные изменения, связанные с переходом от палеолитических к мезолитическим и позднее к неолитическим культурным комплексам, завершаются в эпинеолите в процессе становления письменности, использования металла и возникновения первых устойчивых государственных образований. Уподобляющиеся знаку идеопластические формы кикладских идолов (Средиземноморье), ритуальных масок и статуэток в традиционном искусстве Африки и Океании, наскальном искусстве Сахары – предвестье ранних форм иероглифического и рисуночного письма. См. также АФРИКАНСКОЕ ИСКУССТВО.

          СРАЖЕНИЕ БУЙВОЛОВ. Петроглиф. Энфус. Сахарский Атлас.

    Структурные изменения классического периода изобразительного искусства связаны с новой ситуацией: письменность берет на себя функции изображения, становясь наиболее емким носителем информации. В то же время персонификация власти (Древний Египет) стимулирует развитие портрета; меняющаяся картина мира на раннем этапе также нуждается в натуралистических формах.

     IGDA/G. Dagli Orti     ФАРАОН АМЕНХОТЕП II из 18-й династии. Фреска на внутренней стене его гробницы в Фивах

    Классическая история искусства, начинающаяся с цивилизации Древнего мира, завершается в конце 19 – начале 20 века распадом классической изобразительной системы, появлением авангардистских течений, таких, как фовизм, кубизм, экспрессионизм и др. Этому структурному сдвигу предшествует изобретение новых технических способов получения фиксированного изображения. (Следует обратить внимание на то, что открытие фотографии принадлежит художнику и совершается в середине 19 в., когда в европейском искусстве господствуют натуралистические тенденции). Со второй половины 19 в. функцию прямого воспроизведения реальности берет на себя техника.

    Распад классической изобразительной системы порождает различные маргинальные, спекулятивные игровые, эвристические формы художественной деятельности, составляющие отличие постклассического периода.

    В эпоху постмодерна классические формы изобразительного искусства не исчезают; в той или иной мере они вытесняются на периферию художественного пространства, границы которого становятся все более размытыми.

     IGDA     КАЗИМИР СЕВЕРИНОВИЧ МАЛЕВИЧ. КРАСНЫЙ КВАДРАТ

    Виль Мириманов

    См. также ДОПИСЬМЕННЫЕ ФОРМЫ ИСКУССТВА; ИСКУССТВО – КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД.