Содержание статьи

    КЛЕЙН, ИВ

    КЛЕЙН (КЛЕН), ИВ (Klein, Yves) (1928–1962), французский художник, один из основоположников концептуального искусства.

    Родился в Ницце 28 апреля 1928 в семье художников. После окончания школы пробовал свои силы в живописи (в основном как самоучка), испытал большое влияние эзотерической философии, прежде всего учения розенкрейцеров. В 1947 обучался мастерству золочения в Лондоне. С того же года посещал школу дзюдо, в 1952–1953 побывал с целью совершенствования своего спортивного мастерства в Токио; некоторое время зарабатывал на жизнь как учитель дзюдо. Жил в основном в Париже.

    Получил известность, экспонируя (с 1955) абсолютно монохромные полотна, гладко закрашенные одним цветом, преимущественно голубым и синим. Связывая эти цвета с возможностью эстетически завоевать небо, «поставив на нем свою подпись», запатентовал даже «Синий Клейн Интернасьональ», особую лучезарно-ультрамаринованую краску, которой покрывал плоские панели и трехмерные предметы. Спародировал типичный авангардистский вернисаж на выставке в галерее «И.Клерт» (1958): получив синий коктейль, посетители здесь препровождались в абсолютно пустую комнату. Использовал – вместо кисти и как материал – натуральные губки (с 1958), заменяя их (в т.н. антропометриях; с 1960) реальными телами нагих натурщиц, оставлявших отпечатки краски на бумаге. Сам процесс создания «антропометрий» (под Монотонную симфонию Клейна, близкую по духу музыке Кейджа), равно как и акт выпрыгивания самого художника из окна (1960), которое он запечатлел в одноразовой «Газете единственного дня», превращались в особые перформансы.

    Стал в 1960 одним из основателей движения французского «нового реализма», родственного в равной мере и поп-арту, и концептуализму. Продолжил свои мистико-иронические опыты в Огненных картинах, выжигавшихся огнеметом на специально подготовленном картоне. В поздних его работах, по-прежнему монохромных, доминирует золотой цвет.

    Умер Клейн в Париже 6 июня 1962.

    Литература Милле К. Современное искусство Франции. Минск, 1995