Содержание статьи
    Также по теме

    КОЛЕЙЧУК, ВЯЧЕСЛАВ ФОМИЧ

    КОЛЕЙЧУК, ВЯЧЕСЛАВ ФОМИЧ (р. 1941), русский художник, архитектор и теоретик искусства, мастер экспериментального дизайна.

    Родился в деревне Степанцево (Московская область) 16 декабря 1941 в семье кадрового офицера. Учился в Московском архитектурном институте (1960–1966). Примыкал к группе «Движение» (1965–1967). Работал в Центральном НИИ теории и истории архитектуры (1970–1977), а затем во Всесоюзном НИИ технической эстетики (ВНИИТЭ). Испытал глубокое воздействие конструктивизма – как теоретическое, так и непосредственно-практическое, – поскольку не раз реконструировал для выставок известные лишь по фотографиям пространственные композиции А.М.Родченко и других мастеров.

    Изначально соединил в своем творчестве работу художника и дизайнера, создавая самоценные арт-объекты, которые в то же время были нацелены на обновление среды в целом. Первой вехой на этом пути явилось оформление интерьера молодежного кафе «Синяя птица» (1964). Постоянно облекал свои замыслы в форму элегантных абстракций, трехмерных и нередко кинетических (объект Сфера, плексиглас, стекло, дерево, 1965, Третьяковская галерея; серия Невозможных объектов из дерева (треугольные варианты «кольца Мебиуса»), 1969–1970, Музей Циммерли Рутгерского университета, Нью-Джерси, США, и другие собрания; Стоящая нить, бронза, стальная проволока, плексиглас, 1970, собрание художника; Куб мгновенно-жесткий, дюралюминивые стержни и стальные тросики, 1971, Музей «Другое искусство» при Российском гуманитарном университете). Иногда ему удавалось устанавливать свои произведения в виде авангардных городских или интерьерных монументов (Атом, кинетическая композиция на площади Курчатова, 1967, не сохранилась; стержне-вантовая Птица в московском мемориальном Музее космонавтики, 1980–1981). В других же случаях они превращались в модели архитектурных конструкций нового типа (Самовозводящийся дом, 1969, собственность художника) либо в чисто «бумажные» футурологические фантазии (проект «тотального театра», синтезирующего технику с природой; 1970-е годы).

    С 1981 включал в свои композиции и звуковой фактор («самонапряженные колокола» из полых металлических стержней, позднее вошедшие в театральное звукооформление (постановки театра «Сатирикон»; с 1995). Много занимался коллажем, разрезая на ленты и склеивая вновь (в сюрреально-смешанном виде) журнальные и рекламные фото. Разработал (в 1993) принцип «стереографики», процарапывая иллюзорно-объемные орнаменты на поверхности металла. Артистически-игровое на практике, в теоретических выкладках искусство Колейчука, напротив, отличается строгой рациональностью, умением четко формулировать практические дизайнерские цели. В 1970–1980-е годы опубликовал целый ряд статей в журналах «Декоративное искусство СССР», «Техническая эстетика», сборниках ВНИИТЭ, а также книги Мобильная архитектура (1973) и Новые архитектурно-планировочные структуры (в соавторстве с Ю.С.Лебедевым; 1978). Итоговой его публикацией явилась книга Кинетизм. Был удостоен Государственной премии 1999 за дизайн Центра международных юношеских игр (1998).

    См. также РУССКОЕ ИСКУССТВО.

     ИТАР-ТАСС     ВЯЧЕСЛАВ ФОМИЧ КОЛЕЙЧУК

    Литература

    Колейчук В.Ф. Кинетизм. М., 1994