Содержание статьи

    КОРИНТ, ЛОВИС

    КОРИНТ, ЛОВИС (Corinth, Lovis) (1858–1925), немецкий художник, прошедший путь от импрессионизма к экспрессионистской живописи.

    Родился в восточнопрусском городке Тапиау (ныне Гвардейск, Калининградская область) 21 июля 1858 в семье кожевника. Учился в кенигсбергской Академии художеств (1876–1880), продолжил образование в мюнхенской Академии художеств и, наконец, в парижской академии Р.Жюльена у А.Бугро (1884–1887). Первоначально находился под влиянием В.Лейбля, М.Клингера и Ф. фон Штука. Постоянным ориентиром была для него живопись барокко. С 1890 жил в Мюнхене.

    Мифологические и символические темы, характерные для немецкого модерна, со временем все чаще соединялись у него с живой и темпераментной динамикой красочного мазка (Автопортрет со скелетом, 1896, Галерея современного искусства, Мюнхен). После переезда в Берлин (1900), где Коринт познакомился в такими мастерами импрессионизма, как М.Либерман и М.Слефогт, его палитра в целом стала более светлой и – в особенности в пейзажах и сценах повседневной городской жизни – мажорной. В Берлине он открыл Школу живописи для женщин, а позднее (1918) получил место профессора местной академии. Став одним из лидеров национального импрессионизма, проявил себя и как выдающийся, остроэмоциональный портретист (Граф Э.фон Кайзерлинг, 1901, там же; Р.Ритнер в роли Флориана Гейера, 1907, Городской музей, Вупперталь). По-прежнему обращался к мифологическим темам, придавая этим образам грубовато-жанровый, на грани гротеска, характер (Суд Париса, 1907, галерея «Новые мастера», Дрезден). Часто работал на пейзажной натуре в Вальхензе (Бавария). Успешно выступал и как мастер офорта. Обобщил свой педагогический опыт и наблюдения над современным искусством в книге Изучение живописи (1920).

    К началу 1920-х годов его манера окончательно претворилась в самобытный, независимый от тогдашних группировок вариант экспрессионизма, импульсивно-размашистого и в то же время мощного и крепкого по красочной кладке. Среди его поздних картин наиболее известно полотно Ecce Homo (Се человек, 1925, Публичное художественное собрание, Базель), где вместо традиционного Иисуса Христа Коринт изобразил немолодую, закованную в кандалы женщину, стоящую между врачом и палачами в военной форме. В 1925 отправился со студентами в учебную поездку в Нидерланды, где заболел и скоропостижно скончался в Зандворте 17 июля 1925. Посмертно вышла его Автобиография (1926).

     IGDA     ЛОВИС КОРИНТ. УТРО
    Литература Л.Коринт. – В кн.: Мастера искусства об искусстве, т. 5, книга 2. М., 1968