Содержание статьи
    Также по теме

    НЕРВИ, ПЬЕР ЛУИДЖИ

    НЕРВИ, ПЬЕР ЛУИДЖИ (Nervi, Pier Luigi) (1891–1979), итальянский архитектор, инженер и теоретик искусства, один из лидеров авангардной архитектуры середины 20 в., виртуоз железобетонных конструкций.

    Родился в Сондрио (Ломбардия) 21 июня 1891. Учился на инженерном факультете Болонского университета (1908–1912). Служил в проектном бюро «Общества железобетонных конструкций», в годы Первой мировой войны – в инженерных войсках.

    Одной из первых его крупных работ явился стадион имени Дж.Берта во Флоренции (1930–1932), где молодой зодчий показал себя как строгий функционалист, а с другой стороны – как настоящий поэт масштабных, рационально организованных пространств. В 1932 основал вместе с двоюродным братом фирму «Нерви и Бартоли», которая неизменно оставалась главным его рабочим местом. С 1935 исполнял заказы военно-морского министерства, проектируя ангары для разных районов Италии. К концу войны все они были разрушены, однако именно в этом русле окончательно определился главный творческий дар Нерви – умение перекрывать огромные пролеты сводами из сборных бетонных элементов (никогда еще не применявшихся с таким размахом), придавая итоговой композиции безупречное монументальное изящество. Изобрел для этого особо прочный армоцемент (ferrocemento), с раствором, укрепленным стальными сетками. Предложил даже использовать его для сооружения плавучих авиабаз; в итоге (уже после войны) были построены два уникальных гражданских судна, моторное и парусное, с армоцементными корпусами.

    Будучи профессором архитектурного факультета Римского университета (с 1946), Нерви пропагандировал «стиль следования законам физики» как путь «правдивой архитектуры», отвергающей поверхностно-декоративные исторические стилизации. Всемирную известность получили спроектированные им Дворец выставок в Турине (1948–1950) и Олимпийский комплекс в Риме (1957–1959) – с доминирующими здесь визуально-легкими, как бы невесомыми, сборно-цементными покрытиями. Был соавтором здания ЮНЕСКО в Париже (1953–1957) и первого итальянского небоскреба, здания Пирелли в Милане (1955–1960); в последнем были применены конструктивные звенья с беспрецедентно-широким для построек такого типа 25-метровым пролетом. Продолжил «высотные эксперименты», сочетающие надежность с головокружительным размахом, при сооружении, также с соавторами, финансового центра в Монреале (1959–1961) и небоскреба на площади Австралии в Сиднее (1962–1969). Постройки, возведенные по его проектам во многих городах Италии, а также в США, Франции и ряде других стран, стали подлинными монументами современной инженерии, достигшей статуса высокого искусства, близкого по духу к «интернациональному стилю».

    В поздний период постоянными сотрудниками Нерви были два сына, Антонио и Марио. Опубликовал немало теоретических трудов, важнейшим из которых является книга Строить правильно (1955; русское издание – 1956).

    Умер Нерви в Риме 9 января 1979.

    SCOPE, культурный центр, 1971-1972, Норфолк, Виргиния, США  Mary Ann Sullivan, www.bluffton.edu~sullivan

    Литература

    Иванова Е.К., Кацнельсон Р.А. П.Л.Нерви. М., 1968