Содержание статьи
    Также по теме

    СЕГАНТИНИ, ДЖОВАННИ

    СЕГАНТИНИ, ДЖОВАННИ (Segantini, Giovanni) (1858–1899), итальянский художник, один из лидеров символизма в национальном изобразительном искусстве.

    Родился в Арко (в то время Тироль, Австрия) 15 января 1858. С 1863 жил в Милане. В 1877 занимался в Академии художеств, но вскоре оставил ее. Был в основном самоучкой. Испытал влияние Ж.-Ф.Милле.

    В своих ранних работах примыкал к веризму (Благословление овец, Стрижка овец, обе картины – 1882–1886; «Аве Мария» на переправе, 1886, Художественный музей, Базель); уже с этих лет постоянно придавал «почвенным» сельским мотивам религиозно-символическую значительность. Жил и работал в альпийских горных селах (Брианца, 1882–1886; Савоньин, 1887–1894; Малоя, 1895–1899), черпая свои впечатления из жизни крестьян и пастухов. Разработал (возможно, под воздействием «ломбардской скапильятуры» с ее динамичным раздельным мазком) собственный метод живописного дивизионизма – с насыщенными, «лучеобразными» мазками, ложащимися на холст словно спектральные блики на грани реальности и видения. Яркие и сочные пейзажные и жанровые детали плотно сочетались в его картинах с характерным для символизма влечением к оккультным темам (Судьба плохих матерей, 1894, Художественно-исторический музей, Вена; Ангел жизни, 1894, Национальная галерея современного искусства, Рим; Любовь у источника жизни, 1896, Галерея современного искусства, Милан). Будучи сам музыкантом и композитором-любителем, увлекался образными ассоциациями живописи и музыки (посвященное Г.Доницетти полотно Музыкальная аллегория, 1896). Написал ряд социально-утопических статей об искусстве будущего, в том числе полемический, защищающий художественное творчество ответ на эссе Л.Н.Толстого Что такое искусство? (1890).

    Типичная для творчества Сегантини в целом идея мистического единства циклов человеческой и природной жизни получила эпическое выражение и в его последних вещах (незавершенный Альпийский триптих, 1896–1899). Оставил и целый ряд выразительных портретов (Автопортрет, 1883–1884; и др.). Уединившись в швейцарском селении Малоя в Энгадине, постоянно писал этюды на пленэре.

    Умер Сегантини 28 сентября 1899 в Шафберге близ Понтрезины (Швейцария). Похоронен в Малое, надгробный памятник несет надпись: Arte et amore vincono il tempo («Искусство и любовь побеждают время»). В 1909 в Санкт-Морице (Швейцария) открылся персональный музей художника (где находятся и вещи, местонахождение которых выше не упомянуто). Его письма и статьи были в 1910 изданы отдельной книгой.

     Fine Arts Museums of San Francisco, Gift of Mrs. Emmanuel S. Heller, 1959.104     ДЖОВАННИ СЕГАНТИНИ. НАТЮРМОРТ С ОВОЩАМИ, 1886

    Литература

    Абрагам К. Дж.Сегантини. Одесса, 1913
    Мастера искусства об искусстве, т. 5, кн. 2, М., 1968