Содержание статьи

ВЕРНЕ

ВЕРНЕ (Vernet), семья французских художников 18–19 вв., сыгравших важную роль в зарождении и развитии романтизма.

Верне, Жозеф

(1714–1789). Родился 14 августа 1714 в Авиньоне в семье художника Антуана Верне. Учился у отца, в 1734–1753 работал в Италии, где одним из его наставников был Дж.П.Паннини. Вернувшись на родину, где жил в основном в Париже, получил королевский заказ на создание серии Порты Франции (1753–1763, Лувр). Среди других его произведений – Кораблекрушение (1763, Эрмитаж, Петербург) и Гавань в Анконе (1775–1780, там же). Продолжая традицию классицистского пейзажа в духе Н.Пуссена и К.Лоррена, любил писать сцены бурь и кораблекрушений, форсируя эффекты освещения, тем самым предвосхищая динамичную стихию живописи романтизма. Его образы имели большой международный резонанс, сделав слова «пейзаж Верне» литературно-нарицательным понятием. Умер Ж.Верне в Париже 3 декабря 1789.

Верне, Шарль (Карл) (1758–1836). Сын Ж.Верне, родился в Бордо 14 августа 1758. Учился в основном у отца. Плодотворно работал как литограф, создавая в молодости карикатуры на модников и модниц времен директории. Позднее стал живописцем-историографом наполеоновских кампаний, работая во внешне эффектной, но в то же время академичной манере (Битва при Маренго, 1806; Наполеон, раздающий ордена после победы при Аустерлице, 1808; Наполеон под Мадридом, 1809–1810; все работы – в Национальных музеях Версаля). Умер Ш.Верне в Париже 27 ноября 1836.

Верне, Орас

(1789–1863). Сын Ш.Верне, родился в Париже 30 июня 1789. Учился у отца. Сделал блестящую карьеру художника и дипломата, входя в политическую элиту страны как при Бонапарте, так и во время Реставрации. Был директором Французской академии в Риме (1829–1835). Побывал вместе с французской армией в Алжире (1833), в 1836 и 1842–1843 приезжал с дипломатическими поручениями в Россию, где написал несколько картин по заказам двора. Получил широкую известность как автор патетических батальных полотен (в том числе огромных композиций – Взятие Танжера и др., – созданных в 1830-е и 1850-е годы по заказу Луи Филиппа и Наполеона III и хранящихся в Версале). Любил писать яростные схватки и бурные пейзажи, нередко сочетая их в едином образе (Битва на море, 1825, Эрмитаж, Петербург). Испытывал влечение к остродраматической экзотике (Мазепа, преследуемый волками, 1826–1827, Музей Кальве, Авиньон). Его североафриканские мотивы оказали большое влияние на развитие ориентализма. Выступал также как мастер монументально-декоративной живописи (плафон в зале египетских древностей в Лувре, 1827; и др.) и портретист (Б.Торвальдсен, 1835, Музей Торвальдсена, Копенгаген). Умер О.Верне в Париже 3 декабря 1863.

Литература Кожина Е. Романтическая битва. Л., 1969
Дерябина Е.И. Картины Ж.Верне в Эрмитаже. – В кн.: Западное искусство 18 века. Л., 1987