Содержание статьи
    Также по теме

    БАРАНСКАЯ, НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

    БАРАНСКАЯ, НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА (1908–2004), русская писательница, литературовед, искусствовед. Родилась 18 (31) декабря 1908 в Санкт-Петербурге в семье врача. Окончила историко-филологический факультет МГУ в 1930 и в том же году – Высшие литературные курсы. Член Союза писателей СССР с 1979. Одна из старейших научных работников Государственного музея им. А.С.Пушкина, по ее собственным словам, «участвовала в его создании и строила его экспозиции».

    Начала публиковаться как историк русской литературы (Путешествие из Петербурга в Москву А.Н.Радищева и устное народное творчество 18 века, 1952; Русская периодическая печать, 1953; А.С.Пушкин. Наглядное пособие для среднего школьного возраста, 1971). С 1960-х годов выступала как беллетрист, адресующийся в основном к молодежной аудитории. Как правило, рассказы и повести Баранской отличаются непритязательным сюжетом, вкусом к точному бытописательству, интересом к психологическим коллизиям повседневности, за видимой незначительностью которых скрываются «судьбоносные» принципы поведения и мировидения, высвечиваются непростые характеры и обстоятельства (рассказы Борин велосипед, Лушкина работа, У Никитских и на Плющихе).

    Особенную популярность в конце 1960-х – начале 1970-х годов приобрела повесть Баранской Неделя как неделя (1969), переведенная на ряд иностранных языков. В этой повести от лица 26-летней москвички – талантливого научного работника, любящей и любимой жены, матери двоих очаровательных малышей – с убедительной достоверностью показано, как счастливая, по определению, и энергичная женщина в невыносимых социально-бытовых условиях превращается в вечно спешащее, задерганное создание, разрывающееся между работой, заботой о детях, беготней по магазинам в поисках продуктов и естественной в ее возрасте потребностью быть привлекательной и желанной для своего мужа.

    Легкая, еле приметная ирония, мягкий юмор, лиризм сообщает стилю писательницы «чеховскую» тональность, пронизывая ткань спокойно-объективного, на первый взгляд, бесстрастного повествования и тогда, когда Баранская касается не менее актуальной в отечественной словесности 1960-х – 1970-х годов, чем «женская», темы «вещизма», подавления и угнетения личности «предметным» миром приобретательства (рассказ Отрицательная Жизель, 1977). Среди других произведений Баранской – повесть Цвет темного меду (1977), посвященная Н.Н.Пушкиной-Ланской, роман День поминовения (1989), в стилизованно-документальной манере рассказывающей о судьбах женщин-солдаток Второй мировой войны, мемуарно-документальная книга Странствие бездомных. Жизнеописание. Семейный архив. Старые альбомы. Письма разных лет. Документы. Воспоминания моих родителей, их друзей. Мои собственные воспоминания (1999).

    Баранская была не только одной из представительниц волны «городской» прозы, но и едва ли не самой заметной зачинательницей «женской» темы в современной русской литературе, продолжательницами которой в 1980–1990-е годы стали Л.Петрушевская, М.Арбатова, О.Новикова и др. Умерла в октябре 2004.

    См. также РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

    Литература

    Власова А. Поэзия обыденного. – Книжное обозрение, 1977, № 96
    Баранская Н. Женщина с зонтиком: Повести и рассказы. М., 1981
    Владимирова И. Не только быт. – Нева, 1981, № 8