Содержание статьи
    Также по теме

    КАЛЕДИН, СЕРГЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ

    КАЛЕДИН, СЕРГЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ (р. 1949), русский писатель. Родился 28 августа 1949 в Москве. После окончания (экстерном) средней школы один год проучился в Московском институте связи (1968); окончил Литературный институт им. А.М.Горького (1972–1979). Служил в стройбате (1968–1970), был кладбищенским рабочим (1976), сторожем и кочегаром деревенской церкви (1986–1987).

    Широкую известность принесла Каледину его первая опубликованная повесть Смиренное кладбище (1987; одноимен. фильм, 1989, реж. А.Итыгилов), открывшая т.н. «новую волну» жесткой прозы «перестроечного» времени, посвященную темным, доселе не освещаемым углам советского бытия, жизни современного «дна» – нищих, разнорабочих, мелких уголовников, опустившихся «бывших» людей, выпавших из «благопристойного» существования по собственной (лень, пьянство) или чужой (обман) вине – и их хозяев, циничных дельцов. Мир этот, показанный со всей соответствующей теме натуралистической обнаженностью, лексической откровенностью и физиологической наглядностью, в то же время, в лучших традициях русской классики, не исключает у Каледина гуманистического сочувствия и сострадательного внимания к судьбам «маленьких» людей, к росткам доброты и благородства в душе каждого из обездоленных, сохраняя (в отличие от многих современных западных «разгребателей грязи» образца Э.Бёрджесса) веру в нравственные ценности и их приоритет в определении истинного качества личности. Успеху повести во многом способствовал не лишенный автобиографизма центральный образ подсобного рабочего Лешки Воробья. Выявлению других тщательно скрываемых от блеска и острия литературного скальпеля мрачных закоулков советской жизни – «неуставных» отношений в нравственно деградирующей, утратившей высокие цели и потому также превращающейся в подобие аутсайдерского, полууголовного мира современной армии, где процветает «дедовщина» – почти узаконенные издевательства старослужащих («дедов») над новобранцами и командиров – над подчиненными, где начальство без зазрения совести эксплуатирует для собственных нужд труд призывников из строительных батальонов, где беспредел всеобщей безответственности приводит к насилию и убийству, – посвящена не менее громкая повесть Каледина Стройбат (1991). Сдержанное и в то же время предельно реалистическое повествование, острота сюжетных коллизий, сочность типажей и драматургическая напряженность диалогов отличают и др. критическо-разоблачительные, также опирающиеся на глубокое знание «изнутри» изображаемого повести Каледина: Шабашка Глеба Богдышева (1991), Поп и работник. Сцены из приходской жизни (1992), а также Тахана мерказит (1996), рассказывающая о жизни российских эмигрантов в Израиле.

    См. также РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

    Литература

    Каледин С. Коридор. М., 1987
    Латынина А. Жесткая проза. – Литературная газета, 1987, № 24
    Шкловский Е. Идущие вослед. – Знамя, 1988, № 4
    Каледин С. Смиренное кладбище. Стройбат. М., 1991