Содержание статьи

    КРЕСТОВСКИЙ, ВСЕВОЛОД ВЛАДИМИРОВИЧ

    КРЕСТОВСКИЙ, ВСЕВОЛОД ВЛАДИМИРОВИЧ (1839–1895), русский поэт, прозаик. Родился 11 (23) февраль 1839 в с. Малая Березянка Тарощанского уезда Киевской губ. в семье уланского офицера. Детство Крестовского прошло в имении бабушки. В 1850 поступил в 1-ю Петербургскую гимназию. Будучи гимназистом, Крестовский начал писать стихи и делать поэтические переводы. В 1857 окончил гимназию и поступил на юридический факультет Петербургского университета, однако в 1861 оставил учебу с формулировкой «по болезни». Во время учебы произошло знакомство с Д.Писаревым, повлиявшее на мировоззрение Крестовского. Вскоре, благодаря природному обаянию и разносторонней одаренности (артистической, музыкальной, живописной), он стал завсегдатаем литературных салонов.

    В 1857 состоялся литературный дебют Крестовского: в журнале «Общезанимательный вестник» были напечатаны его перевод оды Горация, рассказ в стихах Офицерша и рассказ Переписка двух уездных барышень. В 1858 он получил признание в кружке поэта Л.Мея. В 1859 сотрудничал в журнале «Искра», напечатав сатирический очерк о ярмарочных нравах Сплошь да рядом и стихи. Общительность Крестовского способствовала его сближению с А.Григорьевым, а затем с кружком почвенников при журналах «Светоч» и «Время». В число его близких знакомых вскоре вошел Ф.М.Достоевский.

    В 1860–1861 Крестовский написал стихотворный цикл Испанские мотивы, отмеченный откровенным эротизмом, за что был прозван в сатирических журналах Клубничкиным. В 1861–1862 печатал статьи, стихи и прозу в журнале «Русское слово», отдавая дань в равной мере как почвенническим, так и радикально-нигилистическим идеям в духе Писарева, что дало основание А.Григорьеву заметить, что «натуры в нем нет», а критику Д.Минаеву отозваться на стихотворный сборник Крестовского Стихи (1862) статьей На все отозвался, ни до чего не договорился.

    В 1863 Крестовский отказался от своих нигилистических взглядов, о чем написал в рассказе Любовь в двух часах (1863). С этого времени начал высмеивать нигилистов – в частности, увлекающихся романом Что делать? Н.Г.Чернышевского (статья Заметки постороннего, 1863, и др.). Это дало основание Писареву назвать его «продажным стиходелателем», а журналу «Русское слово» – порвать с Крестовским.

    Крестовский перевел некоторые стихи античных поэтов (Анакреон, Алкей, Гораций, Сафо) и И.В.Гете, Г.Гейне, Т.Г.Шевченко, написал либретто оперы Н.Римского-Корсакова «Псковитянка», сделал переложение сказки Теремок, написал стихи романсов Под душистою ветвью сирени и Прости, на вечную разлуку и революционных песен Владимирка и Полоса. Писал светские фельетоны для журнала «Модный магазин» и газеты «Петербургский листок», сотрудничал с другими изданиями.

    Любимой темой прозаических произведений Крестовского была драма брошенной женщины (Погибшее, но милое создание, 1861, Бесенок, 1861, и др.). Его рассказам и повестям свойственны как романтические штампы, так и выразительные картины быта – например, гимназического в повести Не первый и не последний. Неоконченные записки студента (1861). Способность к точному литературному воплощению житейских картин и нравов привела Крестовского к созданию физиологических очерков Гнилушница с Чернышева моста (1864), Извозчик Ванька (1864) и др. В 1865 издал три книги физиологических очерков – Петербургские типы, Петербургские золотопромышленники, Фотографические карточки петербургской жизни.

    В 1862–1863 Крестовского заинтересовала жизнь петербургского «дна», и он начал собирать материал о его обитателях. Писатель Н.Помяловский дал ему идею большого романа в духе Парижских тайн Э.Сю, в котором соединилась бы реалистическая и романтическая тенденции. В 1864–1867 был написан роман Петербургские трущобы. Авантюрный сюжет включал в себя историю двух поколений князей Шадурских, их законных и незаконных жен и детей, а также связанных с ними мошенников, воров и фальшивомонетчиков. Это дало основание критикам написать о том, что герои романа – это «смесь сливок общества с его подонками». Запутанная детективная интрига сочеталась в Петербургских трущобах с описанием нравов различных слоев общества. В романе описывались ночлежки, притоны, публичные дома, тюрьмы.

    Роман Петербургские трущобы, пользовавшийся огромной популярностью у массового читателя, вызвал противоречивые оценки просвещенных современников. И.Тургенев назвал его «чепухой», А.Суворин иронически отметил «стенографизм» Крестовского, Вас.И.Немирович-Данченко положительно оценил динамичность действия.