Содержание статьи

    КУРЧАТКИН, АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ

    КУРЧАТКИН, АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ (р. 1944), русский прозаик. Родился 23 ноября 1944 в Свердловске. Детство прошло в заводском поселке Уралмаша, где работали инженерами его родители и где сам он впоследствии был фрезеровщиком и техником-конструктором, одновременно учась на вечернем отделении Уральского политехнического института. После службы в армии (1963–1966), оставив институт, работал в свердловской молодежной газете «На смену!». Окончил Литературный институт им. А.М.Горького (1967–1972), работал в журналах «Наш современник» (с 1972), «Студенческий меридиан» (1973–1977).

    Представитель т.н. «прозы сорокалетних», сочетающих натуралистичность повествования с особым внимание к повседневному бытию простого человека и острым социальным критицизмом, Курчаткин выпустил ряд сборников повестей и рассказов (Семь дней недели, 1977; Переход в середине сезона», 1978; Через Москву проездом, 1981), в которых проявил себя прежде всего знатоком жизни социального «дна», людей неустроенных, беспокойных, нередко тяготеющих к преступному миру. Таковы Генка Фомин – герой рассказа Фома из нашего двора (1966, опубл. 1986), «шалопутный хулиган и неудачливый вор, пьяница и инвалид, потерянный для страны человек», и Виталий – герой рассказа Гамлет из поселка Уш («Гамлет я без шпаги... Гамлопут...»). Идеалистическое стремление к истине и боль разочарования, поиск необычных переживаний и социальная апатия, желание вписаться в общество и недоверие к нему, «повсюдное разрушение прежних ценностных начал и жадное стремление к их обретению» (из статьи Кураева Время штиля, 1980) – эти характерные черты «застойного» времени нашли отражение и в многочисленных рассказах писателя, и в повести Газификация (1981), и в романе Вечерний свет (1979–1980; опубл. 1985 с цензурными сокращениями, полная ред. 1989).

    Проза Курчаткина периода перестройки с болью показывает новые аспекты деградации общества: культ денег, поощряемое «сверху» развитие сухого прагматизма и эгоизма, чему сопротивляется исконная потребность людей в доброте, взаимопонимании, высоких идеалах (повесть Веснянка, 1989, с ее главным героем, «чудиком» Петром Горячевым, своеобразным современным Дон-Кихотом, полным неистребимой романтической веры в благородную осмысленность человеческого существования; роман Стражница, 1993, героиня которого, убежденная коммунистка, с надеждой принимает горбачевскую перестройку, все силы души направляет к «обережению» ее лидера и умирает, безвременно и символично, в день распада СССР). Проблема не только несбыточности, но и опасности социальных утопий, отзывающихся горечью отрезвления или бессмысленной жестокостью нового тоталитаризма, прочитывается в фантастической повести Курчаткина Записки экстремиста: Книга ирреальной прозы (1990), где повествуется об энтузиастах, добровольно, вопреки бюрократическим препонам, ушедших под землю строить метро, чей труд оказался не только ненужным, ибо за это время в городе была построена надземная дорога, но и вредным, т.к. тяжелые условия строительства породили под землей еще более жесткую общественную структуру, чем та, которую энтузиасты некогда отвергли, а также в философско-эссеистической, не лишенной автобиографизма книге Курчаткина Портрет романтического молодого человека (1991). Условность, сюжетный эксперимент как способ опробования, проверки, доказательства того или иного принципиально важного тезиса сближает прозу Курчаткина с художественным миром Г.Уэллса, Ф.Кафки, Е.И.Замятина и т.п. авторов, отличаясь, однако, вкусом к более наглядным, чувственно-ощутимым реалиям и узнаваемым, «прописанным» в конкретной локально-временной ситуации персонажам.

    Литература Чупринин С. На развороте судьбы. (Заметки о прозе А. Курчаткина). – Литературная учеба, 1981, № 6
    Курчаткин А. Повести и рассказы. М., 1988
    Иванова Н. Пейзаж после битвы. – Знамя, 1993, № 9