Содержание статьи

    КУЗЬМИНА-КАРАВАЕВА, ЕЛИЗАВЕТА ЮРЬЕВНА

    КУЗЬМИНА-КАРАВАЕВА, ЕЛИЗАВЕТА ЮРЬЕВНА (1891–1945), русская поэтесса. В эмиграции с 1919. В 1932 стала монахиней в миру, приняв имя Мария (в честь святой Марии Египетской). Последний прижизненный сборник Стихи (1937) вышел за подписью «Монахиня Мария».

    Родилась 8 (20) декабря 1891 в Риге. В юности была деятельным участником петербургской художественной жизни, часто посещала собрания в салоне Вяч.Иванова, дружила с А.Блоком, который посвятил ей стихотворение «Когда вы стоите на моем пути...», в котором давал совет любить небо больше, чем «рифмованные и нерифмованные речи о земле и о небе». Написанный в эмиграции очерк Кузьминой-Караваевой Последние римляне передавал атмосферу идущего к концу Серебряного века, который воспринимается как «умирающее время», когда возобладала «старческая все постигшая, охладевшая ко всему мудрость».

    Кузьмина-Караваева (в девичестве Пиленко, по второму мужу – Скобцова) входила в первый «Цех поэтов», однако воздействие акмеизма на ее поэзию прослеживается лишь в раннем сборнике Скифские черепки (1912). Он вырос из впечатлений детских лет, проведенных под Анапой, и возвращает из небытия «осколки бывшего», о котором напомнит «пиршество зари курганной» и сама «степь, где с Богом в веках мы вдвоем». Впоследствии намного более сильным стало влияние Блока, которым Кузьмина-Караваева зачитывалась с юности, когда была слушательницей философского отделения Бестужевских курсов (статья Встречи с Блоком была ею опубликована к пятнадцатой годовщине смерти поэта, в 1936). Сборник Руфь (1916), где блоковская доминирующая тема страдальческого духовного пути соотнесена с образом прабабки библейского царя Давида – она собирает «свой разбросанный сноп», чтобы оставить колосья у порога тех, кто бедствует, – определил главный лирический сюжет Кузьминой-Караваевой. Им стало странствие, которое приводит на высоты, но лишь затем, чтобы, оплакивая «умершую душу мою человеческую», проделать путь назад, так как обязанность человека – обитать «среди морских равнин», творя «лишь смертные дела» и всегда памятуя о бессмертии, о вечности.

    Идея подвижничества, ставшего жизненным призванием матери Марии, вызрела еще в петербургский период жизни Кузьминой- Караваевой, в ту пору принадлежавшей к партии эсеров, а после Февральской революции сделавшейся городским головой Анапы и едва не расстрелянной деникинцами. Через Константинополь и Белград она в 1923 добралась до Парижа. В эти годы написан и под псевдонимом Юрий Данилов опубликован автобиографический роман Равнина русская (Хроника наших дней) (1924). С конца 1920-х годов Кузьмина-Караваева сотрудничает в издательстве «ИМКА-пресс», для которого ею подготовлены два сборника житий (1927) и серия кратких монографий о русских религиозных философах (1929). Ее статьи публикуются в журналах «Путь» и «Новый град», ставивших своей задачей возрождение христианского сознания и этики после бедствий, перенесенных Россией.

    Всю свою энергию, в особенности после пострига, мать Мария отдавала организованному ею братству «Православное Дело», которое было центром социальной и духовной помощи отчаявшимся, а также Религиозно-философской академии, руководимой Н.Бердяевым (Кузьмина-Караваева состояла ее секретарем), и православной общине на окраине Парижа.

    В годы войны и оккупации эта община предоставила приют многим сотням преследуемых нацистами людей. Здесь они получали свидетельства о принадлежности к православию, их детей переправляли в провинцию. По доносу гестапо в феврале 1943 арестовало мать Марию; она была отправлена в концлагерь Равенсбрюк и сожжена в газовой печи 31 марта 1945. Посмертно вышли Стихотворения, поэмы, мистерии. Воспоминания об аресте и лагере в Равенсбрюке (1947) и книга Стихи (1949), изданная Обществом друзей матери Марии (1949).

    Литература Кузьмина-Караваева Е. Избранное. М., 1991
    Гаккель С. Мать Мария. М., 1993
    Кузьмина-Караваева Е. Наше время еще не разгадано... Томск, 1996
    Струве Г. Русская литература в изгнании. М., 1996