Содержание статьи
    Также по теме

    РОСТОПЧИНА (РАСТОПЧИНА), ЕВДОКИЯ ПЕТРОВНА

    РОСТОПЧИНА (РАСТОПЧИНА), ЕВДОКИЯ ПЕТРОВНА (1811/1812-1858), русская писательница. Родилась 23 декабря 1811 (4 января 1812) в Москве, урожденная Сушкова. Рано потеряв мать, воспитывалась в доме деда с материнской стороны И.А.Пашкова, предоставившего девочке полную свободу развития и условия для широкого образования: Ростопчина с детских лет знала несколько иностранных языков, отечественную и европейскую литературу (отдавая предпочтение романтической лирике Фр.Шиллера, Дж.Г.Байрона и В.А.Жуковского) и сама писала стихи. Знавший Ростопчину П.А.Вяземский без ведома юной поэтессы опубликовал в 1831 в журнале «Северные цветы» ее стихотворение Талисман, одобренное Жуковским и А.С.Пушкиным (о чем Ростопчина рассказала в стихотворении Две встречи, 1838, запечатлевшем с редкой психологической проницательностью открытый и доброжелательный душевный облик поэта). Немногие дошедшие ранние стихи Ростопчиной, которые она «под говор музыки, украдкой, дрожа... без искусства ему (Пушкину)... шептала», свидетельствуют о глубоком сочувствии декабристам и их прогрессивным идеям (Послание к страдальцам, 1827, опубл. в 1926, в котором поэтесса уверяет «изгнанников за правду и закон», что их «не оскорбят проклятиями народы», и стихотворение Мечта, 1830, опубл. в 1938, где выражено упованье на «день паденья для тирана, свободы светлый день», когда русский офицер-гражданин с «карателем-мечом» в руке ринется в бой, прижимая к сердцу «трехцветный шарф»), что дало повод Н.П.Огареву находить в поэзии Ростопчиной «свободы гордый гений».

    В 1833 поэтесса вышла замуж за графа А.Ф.Ростопчина, сына московского генерал-губернатора в 1812, прославившегося патриотическими акциями во время войны с Наполеоном, и с этого времени стала сама печатать свои стихи в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Сын Отечества», «Библиотека для чтения», «Московитянин».

    Первый сборник Ростопчиной Стихотворения (1841) показал незаурядную способность поэтессы к мелодическому и пафосному версификаторству, умение передать сложные психологические переживания, проследить динамику душевных движений, вызванных и созерцанием природы, и размышлениями о жизни, уловить тончайшие перемены настроения. Признание современников получила любовная лирика Ростопчиной, однако В.Г.Белинский, в целом благожелательно отозвавшийся о стихах поэтессы, которые, по его словам, «дышат не одним умом, но и глубоким чувством», отмечал чрезмерную «прикованность» «к балу» и «салонность» облика ее лирической героини («Я только женщина, – гордиться тем готова /Я бал люблю!...отдайте балы мне!»).

    В лучших стихах Ростопчиной (Безнадежность, 1836, опубл. в 1856; Ссора, 1838, опубл. в 1856; Как должны писать женщины, 1840, опубл. в 1845; Цыганский вечер, 1847, опубл. в 1856; Болезни века, 1848; Колокольчик, 1853; И больно и сладко, 1854, опубл. в 1855; В майское утро, 1858; цикл Неизвестный роман, 1848), написанных главным образом в жанре лирической исповеди (около 40 из них, в т.ч. Когда б он знал, Ветер свищет, ветер воет, положены на музыку), отчетливы также мотивы недовольства пустотой и суетностью аристократического общества, культ романтической свободы чувств, политическое вольномыслие. Последнее особенно остро проявилось в балладе Насильный брак (1846), созданной Ростопчиной в год ее отъезда в Италию, метафорически обличавшей угнетение Польши царской Россией и вызвавшей гнев Николая I.

    Проза Ростопчиной, «светские» повести Чины и деньги, Поединок (обе 1838), автобиографический роман Счастливая женщина (1852), роман в письмах У пристани (1857), привлекательные точностью отдельных бытовых и психологич. зарисовок (в т.ч. ситуации, сходной с основной коллизией романа Л.Н.Толстого Анна Каренина), отличается исключительной замкнутостью на проблемах интимной жизни обитателей богатых и знатных домов, банальностью сюжетов и неправдоподобной легкостью разрешения конфликтов. Мелодраматический характер носят поэмы и романы в стихах 1850-х годов (Дневник девушки, Цирк девятнадцатого века, Монахиня).

    Сближение с конца18 40-х годов (во многом под влиянием пугающих революционных событий 1848 в Европе) Ростопчиной со славянофильскими кругами вызвало обвинения со стороны радикалов в измене идеалам (стихотворение Огарева Отступнице, 1857; критика «реакционно-эпигонских» произведений Ростопчиной Н.Г.Чернышевским и Н.А.Добролюбовым), хотя позицию писательницы в этот период отличала скорее умеренно консервативная сдержанность (комедии Возврат Чацкого в Москву, или Встреча знакомых лиц после двадцатипятилетней разлуки, 1856, опубл. в 1865, в которой Ростопчина, продолжая Горе от ума А.С.Грибоедова, устами главного героя осуждает «крайности» и славянофилов и западников, призывая к реальным усилиям по исправлению «отдельных неустройств» общественного и частного быта царской России, а также созвучная ей Дом сумасшедших в Москве в 1858 году).

    Образ Ростопчиной, обаятельной, талантливой и образованной дамы, одной из зачинательниц отечественной «женской» словесности, хозяйки известного в Москве литературного салона, важного центра культурной жизни России 19 в., где бывали литераторы Ф.Н.Глинка, А.Ф.Вельтман, Н.В.Гоголь, М.П.Погодин, Ф.И.Тютчев, М.Н.Загоскин, Д.В.Григорович, А.Ф.Писемский, Я.П.Полонский, Л.А.Мей, начинающие тогда А.Н.Островский и Л.Н.Толстой, актеры М.С.Щепкин, И.В.Самарин, композитор Ф.Лист, певица П.Виардо, актриса Рашель, с уважением и нежностью запечатлен в посвященных Ростопчиной стихах М.Ю.Лермонтова (Додо, Я верю: под одной звездой) и Ф.И.Тютчева (Графине Е.П.Ростопчиной), в отзывах И.В.Киреевского, П.А.Вяземского.

    Ростопчина оставила воспоминания о встречах с Жуковским, Пушкиным, Лермонтовым, Е.А.Баратынским и другими выдающимися современниками в своих стихах и письмах, подчеркивая на склоне лет, что относится «и сердцем и направлением» не к нынешнему, чуждому ей разночинно-демократическому времени, а к «другому, благороднейшему – пишущему не из видов каких, а прямо и просто от избытка мысли и чувства» (из письма М.П.Погодину), так прокламируя свою позицию в одном из программных стихотворений Моим критикам (1856): «Я разошлася с новым поколеньем, /Прочь от нее идет стезя моя. /Понятьями, душой и убежденьем /Принадлежу другому миру я».

    Умерла Ростопчина в Москве 3 (15) декабря 1858.

    Литература

    Ростопчина Л.А. Семейная хроника (1812 год). М., 1912
    Ходасевич Вл. Графиня Е.П.Ростопчина. – В кн.: Ходасевич В.Ф. Статьи о русской поэзии. Пб., 1922
    Ростопчина Е.П. Московский дом сумасшедших в 1858. – В кн.: Эпиграммы и сатира. М. – Л., 1932, т. 2; Л., 1972
    Ростопчина Е.П. Стихотворения. Проза. Письма. М., 1986
    Ростопчина Е.П. Талисман: Избранная лирика. Драма (Нелюдимка). Документы, письма, воспоминания. М., 1987
    Файнштейн М.Ш. Е.П.Ростопчина. – В кн: Файнштейн М.Ш. Писательницы пушкинской поры. Историко-литературные очерки. М., 1989
    Ростопчина Е.П. Счастливая женщина. М., 1991
    Ростопчина Е.П. Палаццо Форли. М., 1993