Содержание статьи
    Также по теме

    ТАУХИДИ, АБУ ХАЙАН, АТ-

    ТАУХИДИ, АБУ ХАЙАН, АТ- (922/932 – ок. 1023), по определению средневекового биографа Якуба ар-Руми, «литератор среди философов и философ среди литераторов». Автор многих философских сочинений, популяризатор знаний и блестящий стилист («второй Джахиз»), ат-Таухиди не был признан при жизни и обрел славу только в 20 в. Родился между 922 и 932 (место рождения неизвестно) в бедной семье – его отец был бродячим торговцем фиников «таухид» (от чего, считают, и произошло его имя). Ат-Таухиди до конца жизни терпел лишения и умер в крайней нищете ок. 1023, вероятно в Багдаде.

    Произведения ат-Таухиди содержат важные сведения о культуре эпохи, современниках: «братьях чистоты», ал-Джахизе, Ибн ал-Мутаззе и др. К настоящему времени опубликовано около половины дошедших до нас сочинений ат-Таухиди (значительная часть их была сожжена им самим). В них содержатся рассуждения о предопределении и свободе выбора, о Творце и творении, о божественных атрибутах. Эти проблемы ат-Таухиди, ученик логика ас-Сиджистани, современник ал-Бируни, Ибн Сины и других мыслителей, пытался осмыслить и разъяснить с помощью разума и логики. Отчасти соглашаясь с мутазилитами (представителями раннего калама) по кардинальным вопросам теологии, ат-Таухиди нередко полемизировал с ними. Впитавший идеи «фалсафы» (арабоязычного перипатетизма), мутазилизма и суфизма, он придерживался убеждения о невозможности рационального познания Бога. Философия, считал он, берет начало в разуме, а вера – в откровении. Религиозную веру ат-Таухиди связывал с мистическим постижением, о котором учил суфизм, в нем ат-Таухиди видел истинное понимание единобожия, тавхида. Признавая реальные возможности рационализма, ат-Таухиди отмечал и его изъяны, ограниченность, полагал, что «разум силен настолько, насколько он сознает то, что выше его». «Знание – это море, и людей, исчезающих в нем, больше, чем овладевших им. Неизвестного вдвое больше, чем известного; предположений больше, чем достоверностей, и скрытого больше, чем очевидного. И то, что воображают о нем (мире), превосходит то, что доподлинно известно». Не случайно ат-Таухиди называют «философом вопрошания» – он задавал многочисленные «докучливые» вопросы, на которые собеседники, да и он сам, не находили ответы.

    Предопределение и свободу выбора ат-Таухиди объяснял как внешний и внутренний аспекты, определяющие поведение человека. Обусловленные внешними причинами поступки людей предопределены, но выбор уже есть результат изъявления свободной воли и зависит от индивидуальных особенностей человека, составляющих своеобразие души и ума. Как и Ибн Сина, ат-Таухиди считал, что эти индивидуальные особенности души сохраняются после смерти человека (концепция индивидуального бессмертия). Ат-Таухиди считают философом-пессимистом, «более близким к школе отчаяния, чем к школе надежды" (З. Ибрагим). Он сознавал несовершенство жизни, ее мрачные стороны, его волновала проблема смерти, ее роковой неизбежности. В его книге Божественные указания горечь отчаяния, разбитой надежды, «ощущение огромной пропасти, которая разверзлась в ткани бытия» (З. Ибрагим). Эта книга по содержанию, стилю, интонациям напоминает псалмы Давида. Рассуждавший в традиции стоицизма о смерти и бессмертии, силе и бессилии разума, о дружбе и предательстве, богатстве и бедности, выражавший трагическое восприятие жизни и считавший себя «самым чужим из чужеземцев», ставшим таковым у себя на родине, ат-Таухиди, в отличие от стоиков, не хотел мириться с судьбой, выразив свой бунтарский характер в написанных им сочинениях. Многие мысли ат-Таухиди неортодоксальны, и хотя высказывал он их прикровенно, его все же считали одним из опаснейших еретиков в исламе.

    Основные сочинения ат-Таухиди – Книга услады и развлечения, Вопросы и ответы, Божественные указания, Извлечения, О друге и дружбе, О науках.

    Литература

    Абу Хайан ат-Таухиди. Диалоги (из «Книги услады и развлечения»). – В кн.: Восток – Запад. Исследования, переводы и публикации. М., 1988
    Фролов Д.В. Вступительная статья и комментарии. – В кн.: Абу Хайан атТаухиди. Диалоги... Восток – Запад. М., 1988
    Фролова Е.А. Рационализм и стоико-скептические мотивы в философии Абу Хайана ат-Таухиди. – В кн.: Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток. М., 1990