Также по теме

ВЕРГИЛИЙ, ПУБЛИЙ ВЕРГИЛИЙ МАРОН

ВЕРГИЛИЙ, ПУБЛИЙ ВЕРГИЛИЙ МАРОН (Publius Vergilius Maro) (70–19 до н.э.), величайший поэт Древнего Рима, автор Энеиды, эпоса, воспевающего легендарное происхождение римского народа. См. также ДРЕВНИЙ РИМ.

Жизнь.

Сведения о Вергилии скудны. Какие-то сообщения о нем передавались его друзьями в устной и письменной форме. Часть этих сообщений дошла до нас в виде разрозненных цитат у позднейших римских авторов, а также в виде семи коротких Жизнеописаний, или, скорее, набросков биографии. Самый полный из них сохранился в рукописи Элия Доната, но на самом деле восходит к Светонию. Часть информации, обнаруживаемой нами в других текстах, заимствуется из этой биографии; некоторые сведения, например содержащиеся в Жизнеописании из Бернской рукописи, получены независимо, хотя, вероятно, у всех версий был единый источник – записки современников Вергилия.

Что касается имен Вергилия, то имя Публий вполне обычно для римлянина, другие два, по-видимому, этрусского происхождения, хотя имя Вергилий носили многие латины. Отец поэта был, вероятно, латином, чей род несколькими поколениями прежде осел в северной Италии, называвшейся тогда Цизальпийской Галлией. О его жизни мы почти ничего не знаем. Сообщается, что он был горшечником или посыльным, женился на дочери своего хозяина, а затем промышлял разведением пчел и продажей леса. Несомненно, у него имелась небольшая усадьба. Мать Вергилия звали Магия Полла, что также звучит на этрусский лад. У Вергилия были по меньшей мере два брата, но ко времени его совершеннолетия его родственники, по-видимому, уже умерли.

Вергилий родился 15 октября 70 до н.э. близ Мантуи, в деревне Анды, но неизвестно, где именно находилась эта деревня. Он получил хорошее образование, до 15-летнего возраста в Кремоне, а затем в Медиолане (Милан). Примерно в возрасте 19 лет Вергилий приехал в Рим обучаться риторике, в те времена непременной части высшего образования, необходимого для политической карьеры. Пробыв в Риме около года, он обосновался в Неаполе, присоединившись к основанному Филодемом кружку эпикурейцев, который возглавлял Сирон. В самом Неаполе либо вблизи него Вергилий и прожил почти всю свою жизнь. Он лишь изредка посещал Рим, бывал на Сицилии и в Таренте, однажды посетил Грецию. В 19 до н.э. Вергилий пустился в большое путешествие по Греции. Прибыв в Афины, Вергилий встретился здесь с Августом, после чего решил отказаться от поездки и вернуться в Италию. При осмотре Мегар он серьезно заболел, на корабле болезнь еще усилилась, и вскоре после прибытия в Брундизий Вергилий скончался 20 сентября 19 до н.э.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Вергилий написал три больших поэтических произведения, все гекзаметрическим (или «героическим») стихом – Буколики или Эклоги, 42–39 (или 37) до н.э.; Георгики (примерно в 36–30 до н.э.) и Энеиду, в 29–19 до н.э. В античности Вергилию приписывалось еще нескольких небольших поэм, все они или почти все датируются более ранними годами, чем Эклоги. Обычно эти стихотворения фигурируют под собирательным названием Appendix Vergiliana (лат. Вергилиево приложение). Большинство из них, в том числе три наиболее длинных, заведомо не являются подлинными. Это Ciris (Чайка), любовная история, завершающаяся превращением персонажей в птиц; Этна, посвященная описанию известного вулкана, и Комар – история о пастухе, которого во сне укусил комар, чтобы его разбудить и спасти от змеи; пастух, не разобравшись, убивает дружелюбное насекомое, которое переселяется в загробный мир.

Остальные стихотворения намного короче. Одно, двухстрочная эпиграмма на разбойника, считается самым первым плодом творчества Вергилия. Еще одна группа стихотворений, написанных разными размерами, объединяется под греческим названием Catalepton (что можно приблизительно передать как Миниатюры). Одно из этих стихотворений, 10-е, чрезвычайно тонкая пародия на 4-е стихотворение Катулла, может и в самом деле принадлежать Вергилию. Два других стихотворения также с большой вероятностью можно считать аутентичными. 5-е передает чувства Вергилия, который отрекается от ненавистной риторики и собирается переехать в Неаполь для изучения эпикурейской философии; в конце стихотворения он просит также и Муз покинуть его и возвращаться впредь лишь изредка и соблюдая благоразумие. 8-е стихотворение, надо полагать, передает горе поэта при расставании с родственниками и прощании с усадьбой, конфискованной Октавианом (позднее императором Августом) в числе земель, предназначенных для поселения ветеранов, одержавших победу при Филиппах в 42 до н.э.

Существуют достаточно серьезные основания для того, чтобы отвергнуть все прочие стихотворения Приложения как неподлинные, но дискуссия по этому вопросу, несомненно, еще не завершена.

Буколики.

Буколики (греч. Пастушество, т.е. Пасторальная поэзия), называемые также Эклоги (греч. Избранное) представляют собой десять коротких пасторалей, содержащих главным образом диалоги между воображаемыми деревенскими жителями. Они основаны на Идиллиях Феокрита, также написанных гекзаметром греческих пасторалях. Приступая к этой работе, Вергилий уже достиг зрелости. Он вполне овладел методом широкого использования литературных источников, откуда он извлекал слова, фразы и даже созвучия, создавая из них, а также из возникающих на их основе аллюзий новые сочетания, так что в итоге появлялось совершенно новое, принадлежащее самому Вергилию произведение. На ранних стадиях развития литературы этот подход к словесному творчеству встречается повсюду, но особенное распространение он получил в Риме в связи с происходившими здесь активным переводом и адаптацией греческих авторов. Однако Вергилий, и в этом его величайшее своеобразие, развил этот метод до такой степени, что в его руках он превратился в техническое новшество. Как и многие другие нововведения Вергилия, данный метод распространился в позднейшей поэзии, в особенности он заметен в творчестве С.Кольриджа.

В Эклогах Вергилий создает неповторимую музыку созвучий, которая также является одной из важнейших особенностей его творчества. Даже в этой сравнительно легкой форме поэт обсуждает важнейшие проблемы жизни. Некоторые эклоги содержат намеки на конфискацию отцовской усадьбы, а затем на возвращение ее Октавианом Вергилию – в знак уважения к его поэтическим заслугам и благодаря заступничеству влиятельного друга. Видные государственные деятели и писатели, такие, как Алфен Вар, Гай Азиний Поллион, Варий Руф и Гай Корнелий Галл, названы в Эклогах по имени. Однако по большей части Вергилий предпочитает скрывать подлинные лица за собирательными персонажами. Так, сам он, молодой свободный человек, предстает здесь только что получившим свободу пожилым рабом (1-я эклога). И вообще все дело с конфискацией, во всей своей несомненной историчности, в Эклогах никак не затрагивается: ему дозволено сделаться здесь лишь источником мыслей и чувств, способствующих созданию этих стихотворений. Пейзаж в Эклогах также собирательный. Нам кажется, что мы находимся недалеко от Неаполя или на Сицилии, но некоторые детали указывают на северную Италию. Имеется множество ярких наблюдений, но нет ни одного цельного и прямого описания места действия.

4-я эклога отличается от прочих. Это соединение свадебного гимна и оды на рождение ребенка. Младенец, о котором идет здесь речь, должен вновь принести с собой на землю Золотой век. Относительно того, кто этот младенец, идут нескончаемые споры. Это короткое, не поддающееся истолкованию, но исполненное значительности стихотворение было использовано императором Константином, который утверждал в своей империи христианство, в качестве доказательства того, что даже римлянин-язычник предсказывал рождение Христа. Главным образом благодаря этой эклоге Вергилий прославился в Средние века в качестве «Пророка язычников».

В 1-й эклоге Вергилий восхваляет благодетеля (это почти несомненно Октавиан), именуя его богом. Поэт с самого начала верил в Октавиана, в его призвание даровать Риму мир и процветание. Вскоре он стал близким другом Октавиана, вероятно, даже более близким, чем лирик Гораций. Щедроты императора со временем обогатили Вергилия, но поэт сумел сохранить личную независимость и творческую свободу.