Содержание статьи
    Также по теме

    ВЯЗЕМСКИЙ, ПЕТР АНДРЕЕВИЧ

    ВЯЗЕМСКИЙ, ПЕТР АНДРЕЕВИЧ (1792–1878), русский поэт, критик. Родился 12 (23) июля 1792 в Москве в княжеской семье. Получил блестящее воспитание: его отец был высокообразованным человеком, в домашней библиотеке было более 5 тыс. книг. В 1805–1806 учился в петербургском иезуитском пансионе, затем в пансионе при Петербургском педагогическом институте. В 1807 вернулся в Москву, где брал частные уроки у профессоров Московского университета. В 1807 отец Вяземского умер, оставив сыну большое состояние. Опекуном Вяземского был назначен его шурин, историк и писатель Н.Карамзин. Вяземский числился на службе в Межевой канцелярии, но вел рассеянную светскую жизнь, проматывая наследство игрой в карты. В это же время в Москве стали известны его эпиграммы на литературных ретроградов (А.Мерзлякова и др.), из-за которых юного Вяземского называли «маленьким чудом». В 1808 состоялся дебют Вяземского в печати: он опубликовал стихотворное Послание Жуковскому в деревню и критические статьи Безделки и Два слова постороннего.

    Во время Отечественной войны 1812 камер-юнкер Вяземский, как и многие русские аристократы, вступил в ополчение, участвовал в Бородинском сражении. В эти же годы завязывались литературные связи, определившие жизнь и творчество Вяземского. Он сблизился с В.Жуковским, В.Л.Пушкиным, Д.Давыдовым, К.Батюшковым и др. поэтами карамзинского направления, которых называл «дружеской артелью». В 1815, в противовес возглавляемому А.Шишковым консервативному обществу «Беседа любителей русского слова», они образовали литературное общество «Арзамас». Молодой А.Пушкин, также вошедший в «Арзамас», назвал его «школой гармонической точности». Вяземский имел в «Арзамасе» прозвище Асмодей и репутацию блестящего полемиста и острослова. Как и другие арзамасцы, писал стихи в легком французском духе, полные поэтических условностей вроде «час упоений», «шепот вод» и т.п. Но излюбленными жанрами Вяземского были сатирические эпиграммы и дружеские послания. В его посланиях Жуковскому, Батюшкову, Давыдову и др. поэтам воплотились основные черты поэтики арзамасцев: свобода от официозности, наличие шуточных, «домашних» слов и оборотов, лиризм, эмоциональная и стилистическая свобода. В арзамасские годы началась дружба и интенсивная переписка Вяземского с Пушкиным, длившаяся до смерти последнего.

    В 1817 Вяземскому удалось получить должность коллежского асессора и место чиновника для иностранной переписки в канцелярии Н.Новосильцева в Варшаве. Необходимость служить была вызвана материальными соображениями: как писал Вяземский, в молодые годы ему нужно было «кипятить свою кровь на каком огне бы то ни было, и я прокипятил на картах около полумиллиона». В годы службы в Варшаве (до 1821) Вяземский участвовал в подготовке проекта российской конституции, общался с польскими либералами, высказывал оппозиционные взгляды – например, о необходимости в России просвещенной монархии и европейских общественных институтов. Это привело к опале. Когда в 1821 Вяземский вернулся в Москву, за ним был установлен негласный полицейский надзор.

    К этому времени Вяземский стал признанным лирическим поэтом. Его элегии Первый снег (1819) и Уныние (1819) высоко ценил Пушкин. Одной из главных тем поэтического, критического и эпистолярного творчества Вяземского была в 1820-е годы политика – несмотря на то, что он не обольщался на счет российской оппозиционности, называя ее «бесплодным и пустым ремеслом», «домашним рукоделием», которое «не в цене у народа». Некоторые из своих политических и сатирических стихов начала 1820-х годов (Воли не давай рукам, В шляпе дело и др.) Вяземский печатал в издаваемом Бестужевым и Рылеевым журнале «Полярная звезда», хотя сам и не принадлежал к обществу декабристов. Главным вольнолюбивым стихотворением этого периода является Негодование (1820), в котором Вяземский провозгласил неизбежность торжества свободы над невежеством и рабством, считая, что свобода придет как «союз между граждан и троном», как результат стремления царей «ко благу». Полемический темперамент Вяземского, его интерес к общественным вопросам потребовал иной поэтики, чем была присуща карамзинской гармонической школе, в рамках которой он начинал свой творческий путь; Негодование было написано в традициях вольнолюбивой оды.

    В 1828 Вяземский написал одну из лучших своих сатир Русский бог (опубл. в 1854 в Лондоне Герценом), в которой назвал русского бога – богом голодных, холодных, «нищих вдоль и поперек» и «дворовых без сапог».