Содержание статьи
    Также по теме

    АББА

    АББА (ABBA), шведский вокально-инструментальный ансамбль. Создан в 1972.

    Состав: Бьорн Ульвеус (Bjorn Ulvaeus), Агнета Фэльтскуг (Agnetha Faltskog), Анни-Фрид Люнгстад (Anni-Frid Lyngstad) или просто Фрида (Frida), Бенни Андерссон (Benny Andersson).

    Вырвавшись на первые строчки мировых хит-парадов в 1970-е, ансамбль сумел добиться феноменального успеха благодаря таланту каждого в отдельности участника коллектива. Композиторское дарование Б.Андерссона и Б.Ульвеуса, подкрепленное новаторскими идеями их беcсменного инженера звука Микаэля Третова (Michael Tretow) в сочетании с уникальным вокалом женской половины группы создало неповторимое звучание. Важное значение в успехе сыграл искренний образ двух солисток. Благодаря продуманной PR-политике менеджера группы Стиккана Андерсона (его называли «пятым участником квартета»), сочетавшей гастрольные туры и регулярные выпуски пластинок с массированным продвижением «лейбла» в СМИ, записи квартета были проданы (на сегодняшний день) тиражом более 350 миллионов копий.

    Стиккан (Стиг) Андерсон (Stikkan Anderson) был завсегдатаем музыкального магазина. У него был граммофон и несколько пластинок, затем появилась и гитара. Он стал выступать на небольших концертах, сочинительство давалось ему легко. Это были сатирические баллады. В 16 лет он сочинил Тиведсхамбу (Tivedshambo) ставшую со временем популярной. Когда Стигу исполнилось 18, он поступил в высшую школу народной музыки в Ингесунде. Примерно в это же время среди его знакомых появился студент Бенгт Бернхаг (Bengt Bernhag), который как и Стиг, часто организовывал концерты. Молодые люди пытались привлечь внимание звукозаписывающих компаний, в марте 1950 им удалось выступить на одной из популярных местных радиостанций Ингесунда. После окончания высшей школы в 1951 Стиг долгое время работал учителем начальных классов, параллельно сочиняя и выступая с разными коллективами.

    В 1960 Стиккан основал музыкальную компанию Sweden Music. Он закончил учительствовать, заключал контракты на исполнение известных зарубежных шлягеров, писал к ним шведские тексты и находил исполнителей. В 1950–1970-х он написал около 3000 текстов, хотя не все они были удачны. Летом 1963 Стиг вместе с Бенгтом Бернхагом, к тому времени ставшим известным в Швеции музыкальным продюсером, зарегистрировал в Стокгольме фирму Polar Music.

    Бьорн Ульвеус рано выучился играть на гитаре и банджо, овладев популярным в конце 1950-х стилем «скиффл» (британская разновидность ритм-энд-блюза). С Йоном Ульфсетером (Joen Ulfsater) в 1957 они организовали группу, куда также входил и бас-гитарист Тони Рут (Tony Rooth). В 1961 Бьорн стал солистом фолк-группы «Маски Скиффл Групп» (Mackie' s Skiffle Group), сменившей название на «Партнерс» (Partners). Позже и это название поменялось на «Вест Бэй Сингерс» (West Bay Singers). В сентябре 1963 музыканты выступили на радио в музыкальном конкурсе, организованном шведским радио. Это стало поворотным моментом в карьере Ульвеуса.

    Бенгт Бернхаг, узнав о конкурсе, обратил внимание на группу «Вест Бэй Сингерс». Он связался с музыкантами и попросил прислать запись для прослушивания. Результат превзошел все ожидания. Это было именно то, что Стиг и Бенгт так долго искали. Стиг убедил ребят сменить название на «Хутенанни Сингерс» (Hootenanny Singers), и начал продвигать группу не только на родине, но и за границей.

    Бенни Андерссон с детства любил аккордеон, и когда ему исполнилось восемь, он дебютировал на сцене одного из залов Стокгольма. Затем к числу излюбленных инструментов добавилось фортепьяно. В 1964 Бенни вошел в состав группы «Народный ансамбль электрического щита» (Elverkest Spelmanslag). Игра Бенни на клавишных производила сильное впечатление не только на коллег по группе и зрителей, но и на основателя и бас-гитариста группы «Хеп Старc» (The Hep Stars) Леннарта Хегланда (Lennart Hegland). Леннарт предложил Бенни присоединиться к группе, и тот согласился. Группа исполняла репертуар зарубежных звезд, пока Бенни Андерссон не написал свою первую песню Нет ответа (No Response, 1965). Песня попала на верхние строчки шведского хит-парада. Солнечная девушка (Sunny Girl) стала следующей композицией, попавшей в начале 1966 на вершину топа.

    Знакомство Бенни и Бьорна в июне 1966 во время гастрольного турне «Хеп Старc» и «Хутенанни Сингерс» по народным паркам Швеции можно считать зарождением группы АББА. Обнаружив близость вкусов, музыканты стали сочинять песни, вошедшие не только в репертуар их групп, но и сольных работ одной из участниц будущего ансамбля АББА - Фриды.

    Уроженка Норвегии Анни-Фрид Люнгстад переехала в Швецию вместе с бабушкой. В семилетним возрасте она решила стать певицей и пела в школьном хоре. В 10 лет она стала учиться игре на фортепьяно. Дебют состоялся осенью 1956 на благотворительном концерте. С 1958 по 1961 она пела в оркестре Эвальда Эка (The Evald Ek Quintet), пока оркестр не прекратил свою деятельность. Она сменила не один коллектив, прежде чем счастье не улыбнулось ей в 1967 на одном из конкурсов песни. Анни-Фрид исполнила проникновенную балладу Выходной день (En ledig dag). Первым призом был не только контракт со шведским отделением концерна EMI, но и выступление на ТВ. Никто не писал для нее специально, а сама она не сочиняла. Джазовые классические номера в ее исполнении не пользовались большим спросом. Дело пошло в гору лишь после знакомства с Бенни Андерссоном весной 1969 на одном из выступлений. Он не только сочинял, но и выступал продюсером ее записей.

    Агнета Фэльтскуг впервые выступили на любительской сцене в пятилетнем возрасте на одном из вечеров, организованных ее отцом. В школе она организовала женское трио The Cambers, но по окончании школы подруги расстались. Летом 1966 местный танцевальный оркестр Бернта Энгхардта (Bernt Enghardt's Orchestra) искал новую вокалистку, и кто то из музыкантов вспомнил о нашумевшем девичьем трио. Юная певица сразу понравилась руководителю оркестра. «Она с первого прослушивания запоминала текст и мелодию!» вспоминал Бернт. Агнета показала сочиненную песню Я так сильно была влюблена (Jag Var Sa Har), музыканты включили ее в свой репертуар. Знаменитый шведский певец Литтл Герхард (Little Gerhard) услышал запись и пригласил ее в Стокгольм. Песня заняла первое место в национальном хит-параде в феврале 1968. Весной во время выступления по народным паркам Агнета впервые повстречала Бьорна Ульвеуса, а в начале июля 1971 состоялась их свадьба. Среди множества гостей была и будущая вторая половина квартета. Бенни играл на церковном органе свадебный марш Mедельсона и свою композицию Свадьба (Wedding). По трагической случайности именно в этот день свел счеты с жизнью Бенгт Бернхаг (он был тяжело болен). Стиг и Бьорн пытались решить, что делать дальше. Глава компании предложил Бьорну занять освободившуюся должность продюсера на фирме Polar. Он согласился при условии, что на работу примут и его друга и соавтора Бенни Андерссона, и два B&B согласились поделить зарплату пополам.

    По словам Бенни Андерссона, «АББА никогда не начиналась и не заканчивалась», что означало отсутствие какого-либо четкого плана создания ансамбля, со временем получившего название по первым буквам имен его участников.

    Можно утверждать, что первой композицией квартета стала незамысловатая Привет старина! (Hej gamle man!, 1970), где помимо ведущего мужского вокала отчетливо слышны голоса Агнеты и Фриды. Она вошла на первую долгоиграющую пластинку Бьорна и Бенни Счастье (Lycka, 1970). Тогда же, в одном из ресторанов Гетеборга состоялся дебют всех четверых под названием Festfolk. По признанию самих музыкантов, шоу не сыскало должного внимания публики, и поэтому они несколько лет не выступали вчетвером. Лишь весной 1972 после записи песни Людям нужна любовь (People Need Love) к ним пришел успех у себя на родине и в некоторых европейских странах, что стимулировало дальнейшую работу вместе. В июне 1972 песня была выпущена на сингле, и это стало точкой отсчета группы с длинным названием Бьорн & Бенни Агнета & Анни-Фрид (Bjorn & Benny Agnetha & Anni-Frid). В марте 1973 появился первый долгоиграющий альбом под названием Позвони мне, позвони (Ring Ring). Одноименная песня попала на вершину шведского хит-парада, но за рубежом успеха не имела.