Также по теме

МУЗЫКА ПОПУЛЯРНАЯ

МУЗЫКА ПОПУЛЯРНАЯ. Популярная музыка – это музыка, легко воспринимаемая на слух, доступная по форме. Многие произведения классической музыки гораздо популярнее, чем произведения иных поп-коллективов, но если рассматривать популярную музыку как жанр, как особое течение в человеческой культуре, то фактическая популярность не будет определяющим фактором. Определяющим фактором является легкость для восприятия и в большинстве случаев – расчет на успех у массового слушателя. Расчет этот, конечно, далеко не всегда меркантилен: когда 16-летняя Консуэло Веласкез сочиняла Бесаме мучо (Bessame mucho), она, как утверждала впоследствии, совсем не надеялась на то, что эта песня станет столь известной. Но в то же время эта девушка изначально сочиняла песню в жанре популярной музыки, придумывая короткую лирическую песню с яркой, запоминающейся мелодией. Такие характеристики – идеальные составляющие популярной музыки.

ИСТОКИ

В основе всякой популярной музыки – народные песни и танцы. С древних времен в различных частях света музыкальное творчество постепенно разделялась на различные виды: простонародная музыка и музыка для знати, церковная, или сакральная музыка, праздничные танцы и военные марши, свадебные, земледельческие, похоронные песни и т.д.

Популярная музыка сформировалась на основе, прежде всего, развлекательных жанров. Те песни, которые бродячие музыканты в Средние века исполняли для увеселения публики на ярмарках, празднествах, всевозможные любовные куплеты и танцевальные мелодии можно считать ранними формами популярной музыки. Более серьезные жанры, такие как духовная музыка или всевозможные церемониальные сочинения, стали основой того, что теперь называется классической музыкой.

В Западной Европе развилась форма песни, называвшаяся балладой. Чаще всего это был последовательный рассказ: история жизни какого-нибудь человека, война, описание битвы или трагической любви. Часто эти баллады соединялись с театральными представлениями, были частью какого-нибудь спектакля.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКИ

Европа.

В Европе в 16–17 вв. большое распространение получили «баллады-листовки», т.е. напечатанные на бумаге стихи с нотами в верхней части листа. Это уже были первые шаги шоу-бизнеса, массового распространения музыки. Народная музыка распространяется как бы «сама»: кто-то слышит песню, запоминает ее и поет, затем еще кто-то слышит поющего и запоминает и т.д. Это неконтролируемый процесс. А вот тиражирование нот – это уже попытка осознанного, контролируемого распространения музыки.

Современная поп-музыка принадлежит целой индустрии – множеству производственных структур, через которые проходит музыкальная идея, чтобы в итоге стать конкретным продуктом и быть проданной миллионам людей. И «баллады-листовки» были началом складывания этой сложной системы.

В 1650 в Лондоне был выпущен сборник Учитель танцев, составленный Джоном Плейфордом (1623–1686), в котором были собраны ноты разнообразных сельских танцевальных мелодий Англии, снабженные пояснениями к танцевальным фигурам и движениям. Плейфорд с друзьями много ездил по стране и собирал фольклор. Сборник оказался очень популярен, и за ним последовало множество других.

Эффектность народных мелодий, веками выверенная точность балладной формы привлекли внимание серьезных композиторов. Так, именно Учитель танцев лег в основу Оперы нищего, одного из ранних произведений т.н. балладной оперы. Композитор Джон Пепуш (1667–1752) и драматург Джон Гей (1685–1732) представили свое произведение лондонской публике в конце января 1728. Успех был настолько велик, что поставил под угрозу популярность Г.Ф.Генделя, чьи оперы доминировали в то время на английской сцене.

С конца 18 в. широко распространяется любительское музицирование и, как один из его главных инструментов, – фортепиано. Хорошие фортепиано стоили недешево, но продавались и недорогие невзыскательные образцы. Важно, что само музицирование стало очень популярным. В моду входят фортепьянные пьесы, простые и сентиментальные, которые не трудно было выучить любому желающему. Эти пьесы были густо украшены различными нехитрыми, но эффектными музыкальными приемами, что делало их на первый взгляд крайне изящными. Похожие приемы использует и современная популярная музыка.

Обеспеченная публика Европы развлекалась салонным музицированием. Появился особый жанр салонной баллады, который был упрощенным подражанием оперному искусству.

Для бедных же людей одним из немногочисленных развлечений стала шарманка, изобретенная в конце 18 в. в Швейцарии. Шарманка могла воспроизвести одну или несколько популярных мелодий, и бродячие шарманщики исполняли различные песни: от сатирических куплетов до печальных баллад.

Росло число музыкальных издательств, выпускавших нотные листовки и книги. К концу 19 в. многомиллионные тиражи нотных листов уже не были чем-то удивительным. Продолжается издание сборников народных песен: сборники песен менестрелей, и такие крупные издания, как Собрание национальных английских мелодий и Популярная музыка нашей старины.

С середины 19 в. начинается активный рост индустрии популярной музыки и индустрии развлечений в целом. Нотные листки и сборники становятся все более доступными по цене, и быстро растет число мест, где можно было бы послушать популярную музыку. В Европе и США возникают так называемые увеселительные парки, в которых постоянно даются различного рода представления и играет музыка. В Англии первый такой парк, «Воксхолл», был основан еще в 1660. Характер музыки, исполнявшейся в увеселительных парках, например в знаменитом копенгагенском «Тиволи», открытом в 1840, был исключительно развлекательный, увеселительный. Репертуар парков состоял из шуточных песен, комических номеров, фольклорных баллад.

 Library of Congress     МОЛОДЕЖНАЯ ТАНЦПЛОЩАДКА

Америка.

«Менестрели».

Как и в Европе, в Америке также существовали бродячие цирки и труппы актеров и музыкантов, развлекавшие народ различными представлениями, состоявшими из спектаклей, сценок и песен. С конца 18 в. в Америке начинает развиваться специфический жанр сатирических представлений, которые стали называть «шоу менестрелей», хотя связи с европейской менестрельной традиции практически не наблюдалось. Специфичным было то, что в этих шоу белые артисты изображали жизнь и нравы чернокожего населения Америки (большая часть которого до 1863 находилась в рабстве), пародируя афроамериканский фольклор. Подчас эти шоу были откровенно расистскими. Артисты красили свои лица сажей. Центральным в таких представлениях был персонаж, называвшийся «куном» (coon): плутоватый афроамериканец, крайне похотливый и склонный к воровству.

Интересно, что со второй половины 19 в. начали появляться группы менестрелей, состоявшие уже из настоящих афроамериканцев. Они также развлекали публику сценами из афроамериканской жизни, а некоторые, соблюдая традицию, поверх своей «черноты» дополнительно красили лица сажей. Но сатира черных менестрелей не была такой грубой и часто направлялась уже на самодовольных белых плантаторов. Из таких трупп профессиональных актеров впоследствии вышли многие замечательные блюзовые и джазовые музыканты: композитор Уильям Хенди, певица Гертруда Ма'Рейни и многие другие. Музыка, которая традиционно сопровождала менестрельные шоу, легла в основу танцевального стиля рэгтайм.

Рэгтайм был популярен на рубеже 19–20 вв., а самым известным композитором, работавшим в этом жанре, был Скотт Джоплин, сочинивший огромное количество танцевальных мелодий, в том числе знаменитый Рэг кленового листа (Maple Leaf Rag). Это была энергичная танцевальная музыка с подчеркнутым использованием синкопированного ритма. Главным инструментом рэгтайма было фортепиано.