Содержание статьи
    Также по теме

    БЬОРК

    БЬОРК (Bjork) (полное имя – Бьорк Гудмундсдоттир (Bjork Gudmundsdottir)) (р. 1965), исландская певица.

    Родилась 21 ноября 1965 в Рейкьявике. Ее всемирная популярность стала в свое время свидетельством преодоления жестких рамок поп-индустрии. Успех Бьорк стал примером того, что «звездой» первой величины может стать исполнительница с непривычной, ни на кого не похожей манерой пения и имиджем, причудливым и весьма далеким от традиционных представлений о том, какой должна быть певица, чьи диски продаются многомиллионными тиражами.

    Бьорк и работающим с ней музыкантам удалось сделать своеобразную экспериментальную музыку популярной. Она сотрудничала с оригинальными и авангардно мыслящими музыкантами и продюсерами (Нелли Хупер (Nellee Hooper), Трики (Tricky), Хауи Би (Howie Bи) др.). И это во многом определило авангардный характер ее музыки.

    Начала заниматься музыкой очень рано и свою первую большую пластинку записала в 11 лет (Bjork Gudmundsdottir, 1976), где исполняла различные известные песни. Этот альбом принес ей известность у себя на родине. В юном возрасте успела принять участие в нескольких исландских коллективах («Эксодэс»/Exodus, «Таппи Таккарасс»/ Tappi Takkarrass), а также джаз-панковой группе «Кукл»/Kukl, которая в середине 1980 переросла в коллектив под названием «Шугакьюбс»/The Sugarcubes. Эта группа получила известность не только в Исландии, но и за ее пределами. Музыку «Шугакьюбс» можно определить распространенным в то время понятием «независимый рок» (indie rock) с заметным тяготением к танцевальным ритмам. Не в последнюю очередь эта группа добилась европейской популярности благодаря необычному вокалу Бьорк. При этом она сотрудничала с другими исландскими артистами, в частности с джазовыми музыкантами. Результатом их работы было несколько дисков, в частности Glinn-Glo (1990).

    После распада «Шугакьюбс» в 1992 Бьорк переселилась в Великобританию, где в 1993 записала альбом Дебют (Debut). Он принес певице мировую популярность. Дебют был глубокой и разноплановой работой благодаря тому, что в его создании принимали участие многие интересные британские музыканты (продюсировал его Нелли Хупер, бывший участник хип-хоповой команды «Соул ту соул»/Soul II Soul). Альбом стал вехой в развитии электронной экспериментальной музыки и продолжает звучать вполне современно.

    Особую роль в развитии образа Бьорк как необычной, экзотической певицы сыграли видеоклипы, каждый из которых представляет собой интересное и причудливое зрелище (к примеру, клипы на песни Человеческое поведение /Human Behavior, Армия, состоящая из меня/Army of me, Одинокая девушка /Bachelorette).

    В 1994 Бьорк написала песню Постельные истории (Bedtime Stories) для Мадонны по ее просьбе.

    Второй альбом Бьорк, Почта (Post, варианты перевода Пост, т.е. «Тот, который после»), появился в 1995, а в январе 1997 вышел диск Телеграмма (Telegram), который содержал обработки песен второго альбома, выполненные различными исполнителями: Марком Де Райзом (Marc DeVries), Трики (Tricky), «Ауткаст» (Outcast), «Бродски квартет» (Brodsky Quartet) и др.

    При подготовке следующего альбома Гомогенный (Homogenic, 1997) она проявила большую, чем ранее, самостоятельность, выступив как продюсер большинства композиций. Звучание этого альбома минималистичнее. Оно больше ориентировано на подчеркивание мелодики песен, нежели на самостоятельное существование, как нередко случалось в предыдущих альбомах. В тот период певица оказалась невольно вовлеченной в ряд трагических историй, связанных с душевно неуравновешенными поклонниками: ее родные получали записки с угрозами, один молодой человек покончил с собой, предварительно отправив Бьорк посылку с бомбой, которая была вовремя обезврежена. Испуганная такими последствиями своей музыкальной деятельности, она была близка к тому, чтобы оставить поп-музыку.

    В 1999 снялась в главной роли в нашумевшем впоследствии фильме Ларса фон Триера Танцующая в темноте (Dancer in the Dark), в котором играла оказавшуюся в концлагере во время Второй мировой войны и постепенно слепнущую чешскую женщину по имени Сельма. Также записала песни для этого фильма, вышедшие позже отдельным диском (Песни Сельмы /Selmasongs, 2000). На Каннском кинофестивале в 2000 получила Золотую Пальмовую Ветвь за лучшую женскую роль. Несмотря на успех, Бьорк заявила, что она не рассматривает себя как актрису и самое главное для нее – это музыка.

    В 2001 выпустила новый альбом Пробуждающийся по вечерам (Vespertine), который стал для нее долгожданным возвращением в мир музыки. Нежные, мягкие и интимные интонации характеризуют настроение этого альбома. В 2002 вышли две компиляции: сборник песен Величайшие Хиты (Greatest Hits) и бокс-сет (подборка дисков), представлявший публике ранее не издававшийся материал (Семейное древо /Family Tree).

    Живые выступления Бьорк чаще всего проходят в сопровождении большого эклектичного оркестра. Летом 2003 впервые побывала с концертами в России.

    Александр Зайцев

    Литература

    Gittins Jan Gittins. Bjork: There's More to Life Than This: The Stories Behind Every Song. Imprint, 2002
    Mark Pytlik. Bjork: Wow and Flutter. ECW Press, 2003