Содержание статьи
    Также по теме

    КЕЙВ, НИК

    КЕЙВ, НИК (Cave, Nick), певец, комопозитор, поэт. Полное имя – Николас Эдвард Кейв (Nicolas Edward Cave).

    Родился 22 сентября 1957 в Уорракнейбил (Австралия) в интеллигентной австралийской семье среднего достатка. Англиканское воспитание повлияло на его творчество: в текстах часто встречаются библейские мотивы, и многие песни преисполнены пафосом, страстью и даже яростью, написанных под влиянием сюжетов Священного Писания.

    С 1980-х известен как талантливый артист независимой рок-сцены и лидер групп «Бездей пати» / Birthday Party («Вечеринка по случаю дня рождения») и «Бэд Сидз» / Bad Seeds («Плохие семена»). Популярность пришла после выхода альбома Баллады об убийствах (Murder Ballads, 1996) и, прежде всего, благодаря песне Там, где растут дикие розы (Where the Wild Roses Grow), исполненной в дуэте с Кайли Миноуг. Эта прекрасная баллада, однако, не дает полное представление обо всем многообразии и глубине творчества Ника Кейва.

    В художественной школе Мельбурна, где он учился, познакомился с Миком Харви (Mick Harvey), который стал соратником Кейва во всех музыкальных начинаниях. В конце 1970-х они организовали панк-рок группу «Бойз некст дор» / The Boys Next Door («Соседские парни») и выпустили единственный альбом Door, Door (Дверь, Дверь). Коллектив вскоре поменял название на «Бездей пати» и перебрался в Лондон. Они стали культовой группой новой музыкальной сцены, являясь одними из основоположников направления пост-панк (post-punk), которое отличалось мрачным, холодноватым и в то же время глубоким и будоражащим звучанием. Большое внимание в этом направлении уделялось текстам. Их можно определить как «экзистенциальные», обращенные к теме жизни и выживания человека в современном, враждебном и депрессивном мире в их интерпретации. Другими влиятельными группами пост-панка были «Джой дивижн» / Joy Division («Подразделение Радости»), «Баухаус» / Bauhaus («Стройка»), а также «Крайм энд зе сити солюшн / Crime and the City Solution (Преступность и выздоровление города), организованная в 1983 гитаристом «Бездей пати» Роландом С.Ховардом (Roland S.Howard).

    «Бездей пати» выпустили несколько мини-альбомов и два больших диска: Молитвы на огне (Prayers on Fire, 1981) и Свалка (Junkyard, 1982). В 1983 группа переехала в Западный Берлин и распалась. В Западном Берлине конца 1970-х жили и записывали свои альбомы многие известные музыканты, как Дэвид Боуи, Брайан Ино (Brian Eno) и Игги Поп. В Берлине того времени рождалась новейшая и ультрасовременная культура: кино, мода, живопись и, в первую очередь, музыка.

    При участии Бликсы Баргельда (Blixa Bargeld), лидера немецкой группы «Айнштурценде Ноебаутен» / Einstuerzende Neubauten («Саморазрушающиеся новостройки»), бас-гитариста Барри Адамсона (Barry Adamson) и др. выдающихся музыкантов Кейв и Харви организовали группу «Бэд Сидз». Это – самый известный коллектив в карьере Ника Кейва.

    Опираясь на достижения в пост-панке, группа расширяла свое музыкальное пространство. Усилилось трагическое звучание и содержание песен. Больше внимания стало уделяться мелодике. В 1984 они выпустили первый альбом От нее – в вечность (From Her To Eternity), который начинался песней Леонарда Коэна Лавина (Avalanche). Творчество Коэна, безусловно, оказало влияние на Ника Кейва. Музыкальные предпочтения членов группы можно проследить на примере диска Отражая нападения (Kicking against the Pricks, 1987), состоящего из версий песен других исполнителей.

    Альбомы Первенец мертв (The Firstborn is Dead, 1985) и Твои похороны, мой суд (Your Funeral, My Trial, 1986) упрочили репутацию группы как одной из самых заметных на независимой рок-сцене. Тревожный, трагичный музыкальный фон, пронзительные мелодии и низкий, временами меланхоличный, временами взрывчатый вокал Кейва завораживали слушателей и привлекали все больше поклонников.

    В 1990 режиссер Ули Шуппель (Uli Schuppel) снял документальный фильм Дорога, ведущая Бог знает куда (The Road to God Knows Where) о турне группы после выхода диска Нежная добыча (Tender Prey, 1988). Альбом подвел итоги берлинского периода. Кейв переехал в Caн-Паоло (Бразилия), где прожил до 1993.

    В альбомах следующего периода – Хороший сын (The Good Son, 1990) и Сон Генри (Henry's Dream, 1992) – наблюдается, с одной стороны, стремительное развитие мелодического таланта Кейва, а с другой – усиление ярости и напора в музыке. Концертный альбом Сидз живьем (Live Seeds, 1993) завершил тот период.

    Один из самых лучших альбомов группы «Бэд Сидз» был выпущен в 1994 под названием Пусть Любовь войдет (Let Love In). Его настроение весьма мрачное – любовь представляется Кейву жестокой пыткой и своего рода наказанием для человека. Этот альбом во многом подготовил следующий – Баллады об убийствах (Murder Ballads, 1996) – главными темами которого были любовь (совсем не светлая) и насилие. Диск имел большой коммерческий успех, во многом благодаря дуэтам с Кайли Миноуг и Пи Джей Харви (PJ Harvey). Этим альбомом завершился крайне болезненный и агрессивный период творчества Кейва. Три последующих диска Сигнал лодочника (Boatman's Call, 1997), Никогда больше мы не расстанемся (No More Shall We Part, 2001) и Ноктурама (Nocturama, 2003) выдержаны приблизительно в одном ключе: они преимущественно состоят из негромких и проникновенных баллад, хотя в последнем диске есть несколько композиций, напоминающих яростные песни начала 1990-х. Лучшим из этих трех дисков считается Сигнал лодочника, наиболее нежный, светлый и печальный.

    Диск Тайная жизнь песни о любви (The Secret Life of the Love Song, 1999) – своего рода лекция Кейва о природе лирической песни.

    Ник Кейв является автором двух сборников поэзии, прозы и пьес Королевские чернила (King Ink, 1988) и Королевские чернила II (King Ink II,1996), а также романа И узре ослица Ангела Божия (And the Ass Saw The God).

    Ник Кейв и «Бэд Сидз» проявили себя и в кинематографе: их выступление вошло в знаменитый фильм немецкого режиссера Вима Вендерса (Vim Venders) Небо над Берлином (в англоязычном прокате – Wings of Desire / Крылья желания). Кейв также снимался в картинах Призраки гражданских мертвецов (Ghosts… of The Civil Dead, 1989), Джони Замша (Johny Suede, 1991). Музыка использована во многих фильмах, включая картину Бэтмэн и Робин (Batman and Robin, 1997).

    Александр Зайцев

    Литература

    Peter Milne. Fish in a Barrel: Nick Cave and the Bad Seeds on Tour. Two Thirteen Sixty-One Pubns, 1996
    Maximilian Dax. The Life And Music Of Nick Cave. Consortium Book Sales & Dist; 1999