Содержание статьи
    Также по теме

    ЛАРОШ, ГЕРМАН АВГУСТОВИЧ

    ЛАРОШ, ГЕРМАН АВГУСТОВИЧ (1845–1904), русский музыкальный критик. Родился в Петербурге 13 (25) мая 1845 (мать – преподавательница французского языка). В юности жил в Москве, где брал уроки игры на фортепиано у А.И.Дюбюка; учился в Петербургской консерватории (в том числе у А.Г.Рубинштейна по композиции и инструментовке) и окончил ее в 1866 вместе с П.И.Чайковским, с которым его впоследствии связывали дружеские отношения. В 1867–1870 и в 1883–1886 преподавал в Московской, в 1870-е годы – в Петербургской консерватории, хотя не слишком ревностно относился к педагогической деятельности. Ларош выступал во множестве московских и петербургских изданий как специального, так и общего характера (кроме материалов о музыке, публиковал также статьи на литературные темы, иногда под псевдонимом Л.Нелюбов). Тематический спектр выступлений Лароша очень широк: он писал о многих западных и практически о всех русских композиторах, о большинстве заметных оперных и симфонических премьер, по вопросам музыкального образования. Пропагандировал в России творчество старинных европейских композиторов доклассической эпохи. Статьи Лароша отличаются блестящим литературным стилем, точностью формулировок и нередко язвительностью.

    Ларош выступал против преобладания романтического принципа «программности», предпочитая «чистую» музыку (в этом смысле его кумиром был Моцарт). Ларош считал, что русская музыка, «перескочившая» в своем развитии этап полифонии «строгого стиля» (Палестрина, «нидерландская школа» и т.д.), должна непременно восполнить это упущение (подобная идея особенно увлекала С.И.Танеева, отдавшего много лет изучению строгого контрапункта, но оказала определенное воздействие и на ряд других авторов). Он уделял внимание развитию духовных жанров на русской почве. Любимым современным композитором Лароша был Чайковский, что не исключало и достаточно резких высказываний по поводу тех или иных его сочинений. Статьи Лароша о Глинке – лучшее, что написано в 19 в. о музыке этого композитора. К современным ему авторам петербургской школы Ларош относился противоречиво: «Могучей кучки» как эстетической платформы совершенно не принимал; с большим пиететом, хотя и нередко критически, относился к творчеству Римского-Корсакова; с нескрываемым раздражением писал о Мусоргском и его «направлении».

    Умер Ларош в Петербурге 5 (18) октября 1904.