Содержание статьи

    ЗИМИН, СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ

    ЗИМИН, СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ (1876–1942), русский театральный деятель, меценат.

    Родился в селе Зуево (Богородский уезд, Московская губерния) 8 (20) июня 1875 в купеческой семье старообрядцев-беспоповцев (федосеевского старопоморского согласия). Его отец – Иван Никитич Зимин (1818–1887) – был основателем (1884) крупнейшего в России акционерного общества «Товарищество Зуевской мануфактуры И.Н.Зимина». В 1896 Сергей Зимин окончил Московское коммерческое училище; брал частные уроки пения (обладал хорошим басом-кантанто). С начала 1890-х годов начал посещать Частную русскую оперу С.И.Мамонтова, принимал участие в вечерах вокальной музыки известного московского вокального педагога Н.П.Миллера. После ареста Мамонтова в 1899 М.М.Ипполитов-Иванов предложил Зимину возглавить оставшуюся без попечителя оперную труппу, но Зимин, не считая себя готовым к этому, отказался, однако впоследствии видел себя продолжателем традиций мамонтовской оперы. В 1902 в дачном театре в Кускове организовал своё первое предприятие – концерты оперной музыки. С начала 1903 устраивал общедоступные концерты в Зоологическом саду, затем в Сокольниках, на небольшой эстраде Общества народных развлечений. Летом того же года организовал оперные постановки в саду «Гай» в Кускове и вскоре стал одним из пайщиков оперной антрепризы известного оперного певца М.Е.Медведева. В 1904 отправился за границу изучать театральное дело. Побывал в Париже, Берлине, Неаполе, Милане и по возвращении организовал собственный частный театр – «Опера С.И.Зимина», ставший крупнейшим в России. Открытие театра состоялось 1 (14) октября 1904 на сцене театра «Аквариум» представлением оперы Майская ночь Н.А.Римского-Корсакова. Театр стал сосредоточением лучших художественных сил Москвы. Здесь работали режиссёры А.В.Ивановский, А.П.Петровский, Ф.Ф.Комиссаржевский, с 1907 главным режиссёром был П.С.Оленин; музыкальное руководство осуществлял М.М.Ипполитов-Иванов, дирижерами театра были Э.А.Купер, А.М.Пазовский, И.О.Палицын, М.М.Багриновский и др.; декорационно-художественное оформление спектаклей осуществляли И.Я.Билибин, П.П.Кончаловский, А.М.Васнецов, С.Ю.Судейкин, Н.К.Рёрих, В.Д.Поленов, А.Я.Головин, В.А.Серов, Ф.Ф.Федоровский, А.И.Маторин, И.А.Малютин, И.С.Федотов и др. В сезоны 1915/16 и 1916/17 в театре пел Ф.И.Шаляпин, в ряде спектаклей участвовал Л.В.Собинов; по приглашению Зимина здесь выступали зарубежные певцы – Т.Руффо, Д.Ансельми, Л.Кавальери, дирижеры – Э.Колонн (1907), Б.Вальтер (1914) и др., много лет в театре пел итальянец М.Баттистини; в 1915 на сцене театра танцевала М.Ф.Кшесинская, в 1916 с балетной труппой приезжал М.М.Фокин. Стремясь перенести в Москву новейшие достижения Европы, как в отношении репертуара, так и организации театрального дела, Зимин с сотрудниками в 1904–1914 неоднократно совершал поездки за границу. В 1908 специально для работы с молодыми певцами открыл в Москве театр «Орион» (как филиал «Оперы Зимина»). Во время Первой мировой войны, в 1914, в Москве Зимин организовал госпиталь, где за ранеными ухаживали артисты и сотрудники его театра. В 1916 была открыта Оперная студия, где подготовка певцов велась по методике, разработанной самим Зиминым.

    Вторая важнейшая сфера деятельности Зимина связана с основанием им в 1904 Музея оперного театрального искусства (в 1925 директором музея стала дочь известного журналиста и писателя Н.В.Гиляровская). Экспонатами музея стали работы всех художников «Оперы Зимина»: свыше 1000 эскизов костюмов и декораций, множество макетов, афиш, костюмы, сшитые в мастерской театра, а также майолика, которую Зимин приобретал в Абрамцеве у Мамонтова. Кроме того, он собрал обширную коллекцию живописных полотен (ок. 200), главным образом русских художников; ныне картины рассредоточены по разным музеям, в числе которых Государственная Третьяковская галерея, где ныне находится приобретённое Зиминым в 1908 у Мамонтова и висевшее некогда в 1908–1929 на портале театра Зимина, ныне отреставрированное панно М.А.Врубеля Принцесса Грёза.

    В 1917 Зимин вынужден был передать свой театр в ведение Совета рабочих и крестьянских депутатов и стал называться Театр Совета рабочих депутатов, с 1919 – Малая государственная опера, с 1921 – Театр музыкальной драмы). Музей Зимина был национализирован, а Оперная студия ликвидирована; недвижимое имущество Зимина конфисковано (в том числе снимавшаяся для его музея квартира).

    В 1918–1922 заведовал нотной библиотекой музыкальной студии Московского художественного театра, с 1919 одновременно был членом дирекции Малой государственной оперы (бывшей «Оперы Зимина») и директором своего бывшего музея (собрание музея с 1925 находится в запасниках Государственного центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина).