Содержание статьи
    Также по теме

    ГАЗАЛИ, АБУ ХАМИД, АЛ-

    ГАЗАЛИ, АБУ ХАМИД, АЛ- (1058/59–1111), мусульманский теолог, законовед, философ. Родился в Тусе (Иран) в 1058 или 1959. Начав обучение в Тусе, продолжил его в Джурджане и Нишапуре. Позже способного молодого ученого приблизил к себе просвещенный багдадский визир Низам ал-Мулк. Ал-Газали достиг положения преуспевающего богослова и законоведа и стал во главе медресе «Низамийа». В 1095 внезапно покинул Багдад и в течение 11 лет жил отшельником. Вернувшись в 1106 в Багдад, преподавал, но незадолго до смерти бросил учеников и возвратился родину, в Тус, где проповедовал учение суфизма. Умер ал-Газали в Тусе в 1111.

    Годы уединения были наиболее плодотворными для ал-Газали. По возвращении в Багдад в отчасти автобиографическом сочинении Избавляющий от заблуждения он писал, что «жажда постижения истинной природы вещей была моим свойством и повседневным желанием, начиная с первых моих самостоятельных шагов». Углубившись в изучение суннитской догматики, ал-Газали увидел, что за несколько веков со времени возникновения ислама в ней накопилось большое число сомнительных и произвольных толкований учения Мухаммеда. Но ни в одном из учений (калам, «фалсафа», исмаилизм и др.) он не находил решения волновавших его вопросов веры. Наконец, ал-Газали обратился к учению суфиев и убедился, что чисто рационально сконструированная вера нежизнеспособна; помимо знания догматики, закона вера должна иметь нравственные основания, причем вытекающие из личного опыта, из личного переживания общения с Богом, в котором, возможно, на человека снизойдет божественная благодать.

    Для достижения благодати необходимо освобождение от всего внешнего, наносного. Нужен опыт аскезы и «погружения сердца в богомыслие». В отличие от радикальных суфиев, устремленных к «исчезновению в Аллахе», ал-Газали как мыслитель отвергал растворение в Боге, считал, что в своем желании близости с Богом человек не должен терять своего «я». На этом пути обретается личное, индивидуальное знание Бога и вера, которую не может уже поколебать никто и ничто.

    Индивидуальный человек – центральный пункт в учении ал-Газали о божественном познании. Личными усилиями верующего традиционная религия очищается от «порчи» и восстанавливает первоначальное истинное содержание. Своими трудами ал-Газали способствовал утверждению направленного на нравственное совершенствование суфийского учения в качестве равноправного с каламом, рациональным богословием в рамках суннизма.

    Вырабатывая свое учение, ал-Газали подверг критике прежде всего калам, которого сначала придерживался, но к которому, как он обнаружил позже, «примешалась слепая вера и традиция», и в конце концов мутакаллимы (адепты калама), борясь за очищения исламской догматики от привнесенных еретиками «новшеств», запутались в противоречивых мнениях противников и не разрешили связанные с этим трудности.

    Много внимания уделял ал-Газали изучению «фалсафы», надеясь найти в ней ответы на свои вопросы. И хотя ал-Газали отвергал метафизику фалсафы как противоречащую догмам о сотворенности мира, божественном знании и телесном воскрешении, в некоторых своих «эзотерических» сочинениях (например, Ступени святости) он высказывал близкие к «фалсафе» взгляды о совечности мира Богу и эманации.

    Учение ал-Газали вошло в историю как «довод ислама», а сам он считается одним из самых авторитетных мусульманских теологов.

    Литература

    Абу Хамид ал-Газали. Правильные весы (ал-Кустас ал-мустаким). – В кн.: Григорян С.Н. Из истории философии народов Средней Азии и Ирана 7–12 вв. М., 1960
    Керимов Г.М. Газали и суфизм. Баку, 1969
    Абу Хамид ал-Газали. Воскрешение наук о вере. Избранные главы. М., 1980
    Игнатенко А.А. Познать непознаваемое (аль-Газали о рациональном познании трансцендентного). – В кн.: Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. М., 1998