Содержание статьи

    КОНГАР, ИВ

    КОНГАР, ИВ (Congar, Yves) (1904–1995), французский католический теолог, представитель «новой теологии» (Nouvelle théologie). На II Ватиканском соборе один из ведущих французских теологических экспертов.

    Родился в Седане 13 апреля 1904. В 1925 вступил в орден доминиканцев, приняв имя Мари-Жозеф, учился в доминиканской высшей школе «Ле Сольшуар» в Турне (Бельгия), в 1931–1939 и 1945–1954 – профессор фундаментальной теологии. Составлял совместно с теологами Мари-Домиником Шеню и Анри М.Фере «прогрессивную команду», стремившуюся преодолеть контрреформационную, неосхоластическую (неотомистскую) и антимодернистскую тенденцию и искать ответы на вызовы современности. Участвовал во Второй мировой войне в качестве санитара французской армии, в 1940–1945 находился в немецком плену.

    В начале своей теологической деятельности (ок. 1930) Конгар еще не выходил за пределы томистской традиции. На расширение его кругозора повлияли общение с его учителем Мари-Домиником Шеню, чтение трудов немецкого теолога Адама Мёлера (1796–1838, представитель католической Тюбингенской школы), отцов церкви, встречи с протестантскими и православными теологами, знакомство с современными философскими течениями.

    Первый значительный труд Конгара Разделенные христиане (Chrétiens désunis, 1937) оказал сильное влияние на многих католических священников; в книге предлагалось более широкое и притом более близкое к церковной Традиции (Преданию) понимание церкви, раскрывался экуменический горизонт. Некоторые мысли Конгара (например, о том, что разделение на Восточную и Западную церкви, а также Реформация привели к обеднению Католической церкви, что ставило под сомнение господствовавшее убеждение, что в Католической церкви сохраняется полнота наследия Иисуса Христа) вызвали недовольство в Риме. Подозрительное отношение к Конгару со стороны церковных властей усугубилось после его попытки издать на французском языке книгу Единство Мёлера, слывшего одним из «предтеч модернизма».

    После Второй мировой войны в жизни Французской церкви происходили благотворные перемены. Расцветали библейское и литургическое движение, вновь на повестку дня встала идея миссионерства (не в последнюю очередь благодаря возникновению института т.н. священников-рабочих), росла потребность в теологии, которая отвечала бы на нужды пастырской работы в современных условиях. Вдохновленный этими явлениями, Конгар написал книгу о реформировании церкви – Истинная и ложная реформа церкви (Vraie et fausse réforme dans l'Eglise, 1950), увеличившую число его почитателей и недругов. От этой книги ведет прямая линия к «аджорнаменто» II Ватиканского собора.

    Важное значение имел солидный 700-страничный том Набросок теологии мирянства (Jalons pour une theologie du laicat, 1953). Эта книга открывала новую тему в рамках Римско-католической церкви, где при рассмотрении прав и обязанностей мирянина каноническое право исходило исключительно из прав и обязанностей священника.

    Новые веяния во французской теологии, которые позднее были отнесены к т.н. новой теологии (Nouvelle théologie), подверглись осуждению в энцикликах Пия XII Mystici corporis (1946) и Humani generis (1950). Эти документы затронули теологов, в которых римская курия видела продолжателей модернизма, – А.де Любака, Ж.Даниелу, П.Тейяра де Шардена, М.Д.Шеню и И.Конгара. С 1950 работы Конгара подвергались строжайшей цензуре, а в 1954 он (вместе с еще несколькими известными профессорами доминиканской высшей школы) был смещен с профессорской кафедры и вынужден был покинуть Париж. Его жизненный путь вел дальше через Иерусалим, Рим в Кембридж и, наконец, в Страсбург.

    Все изменилось с началом понтификата Иоанна XXIII. Папа настоял, чтобы Конгара включили в теологическую комиссию по подготовке II Ватиканского собора. Конгар был теологом-экспертом и на самом соборе. В ноябре 1962 не без его помощи удалось переломить первоначально консервативную направленность собора. На соборе были приняты документы, изменившие концепцию Католической церкви в отношении экклесиологии, Традиции (Предания), реформирования церкви, экуменизма, мирянства, миссии и церковных служений. Сам Конгар участвовал в составлении важнейших текстов собора (например, пастырской конституции Gaudium et Spes и декрета о миссионерской деятельности церкви Ad gentes). См. также ВАТИКАНСКИЙ СОБОР, ВТОРОЙ.

    Многие участники собора впоследствии отошли от направленности собора. Конгар принадлежал к той группе теологов (среди них Эдвард Схиллебекс, Ханс Кюнг, Леонардо Бофф и др.), которые пытались продолжить линию собора. Вместе с некоторыми из них основал в 1965 теологический журнал «Концилиум» («Concilium», периодичность 5 номеров в год).