Содержание статьи

    СУРЬЯ

    СУРЬЯ (санскр. – «Солнце»), основное солярное божество индуистской мифологии, впоследствии один из восьми хранителей мира (локапалы), ответственный за юго-запад.

    В Ригведе образ Сурьи малоперсонифицирован, и его трудно отделить от природного феномена, который он олицетворяет. Сурья – око богов, прежде всего Митры и Варуны, ответственных за мировой порядок, всевидящее и всезнающее. Основное действие Сурьи – излияние света, сияние, которым он разгоняет тьму и озаряет мир; его лучи уподобляются семи кобылицам, запряженным в колесницу. Сурья поддерживает небо (и называется поэтому «столпом неба»); вместе с тем боги установили его на небе (потому он называется «сыном неба») после того, как он был скрыт в океане. Сурья исцеляет больных посредством особого «медового знания» (мадхувидья). Супругой Сурьи считается богиня утренней зари Ушас. Часто функции Сурьи совпадают с функциями другого солнечного божества – Савитара (поэтому не совсем понятно, кому из них приходится дочерью солнечная богиня Сурья).

    В эпической мифологии Махабхараты Сурья получает многочисленные именования (в одном тексте их названо 108). Он ведет непрерывную войну (как и божество луны Сома) с демоном солнечных и лунных затмений Раху. Ему принадлежит божественный конь Уччайхшравас, вышедший из мирового океана. Сурья часто ассоциируется с Вишну: жена последнего Лакшми иногда называется супругой Сурьи. С Сурьей связаны значительные этапы развития индуистской архитектуры, и уже начиная с раннего Средневековья в его честь воздвигается множество храмов, наиболее монументальный из которых был построен в 13 в. в Конараке близ Бхубанешвара (столица Ориссы).

    См. также ВАРУНА; ВИШНУ; ЛАКШМИ.

    Литература Невелева С.Л. Мифология древнеиндийского эпоса. М., 1975
    Топоров В.Н. Сурья. – В кн.: Мифы народов мира. Энциклопедия, т. 2. М., 1991